Предыдущая Следующая
Так, трактовку образа Власова
определило авторское описание: «Когда Власов видел, что на него идут люди, он
хватал в руку камень, доску, кусок железа и, широко расставив ноги, молча
ожидал врагов. Лицо его, заросшее от глаз до шеи черной бородой, и волосатые
руки внушали всем страх». Такие моменты и детали, как «хватал в руки камень»
или «широко расставив ноги», были непосредственно воспроизведены в фильме в
эпизоде с часами.
Снимая Власова (артист А.
Чистяков), оператор стремился подчеркнуть его грубость, страшную физическую
силу, усилить средствами композиции и освещения то ощущение страха, которое
вызывал Власов у окружающих.
Приведенные примеры утверждают то
положение, что творческое прочтение литературного оригинала — обязательное
условие успешной работы оператора над поисками киноизобразитель- ных средств
выражения драматургических образов на экране.
При этом, конечно, необходимо
правильно понимать возможности оператора в решении художественного образа на
экране.
Образ киноперсонажа — это
результат художественного творчества актера на основе режиссерской трактовки
драматургического материала. Задача оператора — добиться выразительности
актерского образа на экране средствами освещения и композиции кадра.
Ценным материалом для поисков
киноизобразительного решения служит оператору авторское описание или ремарка.
Ремарка в сценарии обращена к
постановщикам — режиссеру, актеру, художнику, оператору, композитору. В ремарке
автор поясняет постановочное или изобразительное решение в образной,
эмоциональной форме. А. Довженко так формулирует задачу кинодраматурга: «Надо
так писать, чтобы при помощи ремарки, пусть подчас пространной, но точной и
творческой, не только режиссер, но и актер, впервые попадающий на съемку, мог
правильно ориентироваться в авторском замысле» .
Сценарии А. Довженко отличаются
исключительным богатством, насыщенностью авторских ремарок, в которых каждый
участник творческого коллектива, в том числе и оператор, может найти для себя
бесценный материал. Ремарки у А. Довженко превращаются во вдохновенные
размышления, поэтические описания не только конкретных действий, но и
настроения, атмосферы сцен, расширяющие их смысл, подсказывающие их образное
толкование. В качестве примера достаточно привести отрывок из сценария «Повесть
пламенных лет» .
Предыдущая Следующая