Предыдущая Следующая
Разберем конкретную работу
оператора над поисками кино- изобразительного решения словесных образов на
каком-либо известном литературном произведении, например, на поэме
А. Пушкина «Полтава», которая может служить
образцом ясности, точности, наглядности авторских описаний.
Эпизод «Полтавский бой»
начинается классическими строками:
Горит восток зарею новой,
Уж на равнине, по холмам Грохочут
пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам,
Навстречу утренним лучам.
Авторский текст заключает в себе
изобразительную тему, а литературные определения — конкретные операторские
задачи.
1 А. Д о в ж е н к о , Слово в
сценарии. — «Вопросы кинодраматур- гии.Х сб. статей, М., «Искусство*, стр. 14.
См. стр. 104.
Эти описания не могут быть
опущены или заменены без опасности исказить поэтический образ утра исторической
Полтавской битвы. Пушкинские определения «горит восток», «дым багровый кругами
всходит к небесам» ясно создают картину утра на поле боя, которую оператор
должен воссоздать на экране киноизобра- зительными приемами своего искусства.
Киноизобразительные приемы могут
быть найдены для воссоздания на экране и других картин Полтавского боя. Так,
образ «волнуясь, конница летит» может быть выражен, предположим, диагональным
расположением движения конницы в кадрах, монтажом кадров, снятых с различных
точек зрения, причем ощущения «летит» можно добиться, применяя съемку
движущейся камерой и пиротехнику.
Определенное построение кадра и
ракурс дадут возможность передать стремительность Петра в эпизоде «выход из
шатра», а такая характеристика, как «его глаза сияют», может быть передана
актерской игрой и подчеркнута средствами киноосвещения.
Дальше следует два эпизода,
совершенно различные по кино- изобразительным задачам: если Петр «промчался
пред полками, могущ и радостен, как бой», то Карл
...перед синими рядами Своих
воинственных дружин,
Несомый верными слугами В
качалке, бледен, недвижим...
Предыдущая Следующая