Предыдущая Следующая
Кадр из фильма «Бесприданница»
тех людей и той атмосферы,
которые явились причиной ее мук и страданий. Этот кадр оператор снял двойной
экспозицией с кашетированием кадра при соответствующей доводке на резкость как
при первой, так и при второй экспозиции.
Работая над фильмом, оператор
внимательно изучал особенности внешности актрисы, особое пластическое
своеобразие ее движений, учитывая это при построении мизансцен и композиции
кадров.
В работе над изобразительным
решением портретов персонажей фильма оператор не ограничивал себя рамками
каждого из эпизодов, сохраняя найденные, «сквозные» приемы изображения и меняя
ракурсы и композиционные формы кадров в зависимости от обстановки сцен, от их
драматургических задач.
Неуклонно выделяя пластическую
«сквозную линию» в портретных характеристиках, оператор не отказывался от
применения самых различных изобразительных приемов в отдельных кульминационных
положениях развития образа героини.
По этим же принципам строилась
работа оператора Л. Кос- матова и при съемке трехсерийного фильма по роману А.
Толстого «Хождение по мукам» (режиссер Г. Рошаль).
Так, глубоко драматическая сцена
в фильме «Сестры», когда Катя (в исполнении Р. Нифонтовой) получает телеграмму
о смерти мужа, решается оператором в темных, «траурных» тонах.
Кадр на фильма «Вольница»
Кадр из фильма «Сестры»
Последующие сцены — попытка Кати
к самоубийству и неожиданный приход Рощина — снимаются в резкой светотональной
гамме. Здесь применено было интересное решение: Катя как бы следует за
собственной тенью, падающей на стену, чем пластически выражается то настроение
подавленности и бессилия, которое овладело героиней.
В работе над портретными крупными
планами основных героев, в том числе и Кати, оператор Л. Косматов не стремится
к внешней эффектности, а старается выявить тонкости актерского мастерства.
Сохраняя характер основного, рисующего света, выбранного для данного
действующего лица, оператор в ряде случаев ищет новые световые решения, когда
этого требует настроенность и сюжетный смысл сцены. Так, например, портреты
Кати и Рощина в сцене объяснения во время ночной грозы решены полусилуэтами.
Предыдущая Следующая