Предыдущая Следующая
Для портрета Н. Алисовой, актрисы
со своеобразным лицом и фигурой, М. Магидсон сумел найти свой особый световой
тон, видоизменяемый каждый раз в соответствии с темой эпизода. В ряде эпизодов
М. Магидсон удачно применяет свет, идущий от двух боковых источников. Такое
освещение прекрасно передает форму лица, выразительность глаз актрисы (особенно
в сцене ее монолога «Я вещь»), тончайшие нюансы ее мимики, художественно
завершая актерский образ.
Интересно и своеобразно строит
работу над кинопортретом оператор Л. Косматов.
Разберем, например, как решал
оператор портреты героинь талантливой актрисы Р. Нифонтовой.
В фильме «Вольница» Р. Нифонтова
исполняла роль Настеньки, простой деревенской девушки. Забитая тяжелым бытом,
невежественная крестьянка в
начале картины, она вырастала в активного волевого вожака Hacc, возглавившего бунт работниц на
рыбных промыслах купца Пустобаева. Поэтому основной задачей оператора было
показать, выявить эволюцию образа. В соответствии с этим и строятся световые
характеристики в фильме. Так, например, в сцене «проводы Насти на промыслы»
дано скупое, несколько однотонное освещение. Свет на лице Насти строится так,
чтобы передать лишь основные формы лица, глаза погружены в тень, в них
отсутствует блеск, — взор как бы потух. Все это подчеркивает состояние
угнетенности девушки. Далее, по мере становления характера Насти, ее
«распрямления», оператор с большим чувством меры выявляет движение ее
внутренней жизни посредством динамического светотеневого решения ее портретов,
с подчеркнутым бликами светящимся взглядом.
В сцене бунта, когда работницы
под водительством Насти смело выражают хозяину свой протест против грубой
эксплуатации, оператор с помощью нижнего света, беспокойных резких теней
подчеркнул энергию, волевую силу, неустрашимость Насти.
В сцене допроса Насти оператор
применил прием «панфокуса», когда лицо актрисы на крупном плане и
второстепенная обстановка даны в одной резкости — этот прием как бы передает
ощущение Насти, увидевшей с предельной ясностью сущность
Предыдущая Следующая