Предыдущая Следующая
Оператор работает над
киноизобразительным строем фильма от кадра к кадру, независимо от порядка и
условий съемки, помогая режиссеру и актеру в сложной обстановке
кинопроизводства, которая заставляет актера играть, а режиссера ставить
разрозненные куски роли вне их сюжетной последовательности.
Работа над композицией кадра на
съемочной площадке в основном ложится на оператора, так как режиссер в
значительной мере сосредоточен на работе с актером.
В подтверждение этого напомним
слова В. Пудовкина: «...я утверждаю, что на кинорежиссере, являющемся
единственным свидетелем игры актера во время съемки, лежит особая, в театре в
такой степени не существующая, ответственность. Одиночество актера во время
съемки тяжело для него. Именно режиссер, если он стремится к максимальной
помощи актеру, к созданию для него наилучших условий для свободной легкой и
искренней игры должен суметь так зажечься работой актера, чтобы служить для2
него тонким, чутким и отзывчивым единственным зрителем» .
Режиссер и актеры советского кино
базируются в своей творческой практике на системе К. С. Станиславского.
Система Станиславского — это
«метод актерской работы, позволяющий актеру создавать образ роли, раскрывать в
нем жизнь человеческого духа и естест3венно воплощать ее на сцене в
красивой художественной форме» .
Находясь перед камерой, актер
хотя и строит свою игру на основе предварительных репетиций, но выражает то
состояние, которое он достиг непосредственно к моменту съемки. Это требует,
чтобы оператор чутко воспринимал все те изменения и оттенки в актерском
исполнении, которые возникли перед камерой, и быстро находил необходимые
поправки в ракурсе съемки, крупности плана, характере света. «Нужно сказать, —
пишет В. Пудовкин, — что кинематограф
обладает очень ценной возможностью зафиксировать раз и навсегда еще
незаученный, непосредственный разряд чувств актера, часто обладающий
драгоценной свежестью, полнотой естественного поведения» .
Предыдущая Следующая