Предыдущая Следующая
«Перспектива есть
руль живописца», — писал Леонардо да Винчи.
«Она приносит такую
же пользу живописцу, как компас мореплавателю», — говорил немецкий художник
Гагедорн.
Эго понятно, ведь
именно передача перспективы дает возможность воспроизвести на плоскости
иллюзию окружающего нас материального мира.
Кинооператору, в
отличие от живописца, не приходится самому создавать перспективное
изображение. Оно строится оптической системой объектива. Ho эти возможности следует
использовать творчески. Эго один из основных способов формирования композиции,
а значит, и воздействия на зрителя.
Рис. 6
Человек видит
удаленные от него объекты уменьшенными. Масштабные соотношения помогают нам
представить взаимное расположение предметов и фигур как в реальной жизни, так и
на плоскости рисунка или кинокадра. Эти изменения подчиняются строгой
геометрической закономерности. Если мы соединим разновеликие предметы, уходящие
вдаль, воображаемыми параллельными линиями, то при зрительном
восприятии эти линии устремятся навстречу друг другу и сойдутся в одной
точке, которая называется главной точкой схода (рис. 5). Так реальное
пространство превращается в пространство зрительного восприятия, которое
психологи называют перцептивным пространством. Сравним четыре рисунка, показывающие
один и тот же объект, увиденный с разных точек (рис. 6):
1) фронтальная
композиция,
2) вид
объекта сбоку,
3) диагональная
композиция,
4) диагональная
композиция, при которой объект взят в ракурсе.
Первый вариант
передает только высоту и ширину объекта. Его лобовая часть скрывает от
зрителей признаки, по которым можно судить о форме самого объекта и о пространстве,
в котором происходит действие. При такой точке съемки любой предмет может
показаться плоским.
Второй вариант тоже
не выявляет перспективу. Он дает характеристику высоты и длины. Иллюзии
третьего измерения нет, так как нет третьего пространственного вектора.
Предыдущая Следующая