Предыдущая Следующая
Точно
так же не будут монтироваться кадры единой сцены, если они сняты на натуре при
изменяющихся атмосферных или световых условиях. Если, например, один план снят
при ярком солнце, а второй – в тот момент, когда солнце зашло за облако. Третий
– в прямых солнечных лучах, а четвертый – при контровом освещении. Пятый – в
середине дня, а шестой – в сумерках…
Пример
9. О единстве следует помнить и при монтаже кадров по цветотональным признакам.
Если, например, герой А был снят на фоне ярко-золотой осенней листвы, а герой Б
– на фойе зеленого хвойного леса, кадры не будут монтироваться.
Рис. 37
–
Хорошо бы подытожить все сказанное и выявить главную закономерность, которая
лежит в основе утверждений ремонтируется – не смонтируется? – мог попросить
пещерный художник.
–
Попробуем, – сказали бы мы.
В
сущности, все требования монтажного единства кадров направлены на то, чтобы не
допускать видимых и ощутимых несоответствий в пространственных и временных
характеристиках объектов. Ведь в реальной жизни, о которой рассказывает
кинематограф, время течет непрерывно и объект находится в пространстве,
перемещаясь в нем по физическим законам. Он не может оказаться в другом месте,
в другом положении, не затратив на это какое-то время. Точность монтажных
сочетаний – это забота о том, чтобы экранное действие развивалось в
соответствии с нашими жизненными впечатлениями. Бели режиссер и оператор хотят
создать киномодель реального мира, они должны следовать основным требованиям
монтажной грамоты.
Но
если у авторов есть какие-то особые задачи и они умышленно нарушают
пространственно-временные характеристики событий, это их дело. И их право на
поиск образности и того третьего смысла, о котором у нас уже шла речь.
–
Так, значит, законы монтажа можно нарушать? – спросил бы любознательный предок.
–
Только в том случае, если у авторов имеется основание для таких нарушений. А
если это происходит по неграмотности, то дело плохо. Тогда получается, что
авторы хотели сделать одно, а получилось у них совсем другое. И зритель не
поймет их замысла. А это уже не новаторство и не искусство…
Предыдущая Следующая