Предыдущая Следующая
Чтобы
передать зрителю свою мысль, режиссер должен позаботиться не только о
внутрикадровом содержании каждого монтажного плана, но и о тех межкадровых
сочетаниях, в которых соединятся планы, стоящие рядом, и планы, разделенные
дистанцией.
Как
же происходит формирование монтажной фразы подобного типа?
Прежде
всего, режиссер отбирает планы, в которых он видит образное выражение
задуманного – в нашем случае это идея Мира, Жизни, Надежды. Это кадры 88, а и
88, в. Они могут стать основой одной смысловой линии – линии Жизни и Добра.
Вторая
линия – кадр 88, б – говорит о Насилии и Нетерпимости. Это линия Зла.
От
переплетения этих двух линий и родится то образное решение темы, которое было
целью авторов. Для этого в нашем кратком варианте план с новорожденным ставится
в начало, а план молящейся женщины – в конец монтажного ряда. Такое место
определено потому, что действие молящейся – это реакция на те мысли и эмоции,
которые должны возникнуть у зрителя после восприятия двух начальных планов и их
монтажного столкновения. Поменяв эти кадры местами, монтажер не может
рассчитывать, что его мысль будет изложена ясно.
В
этой монтажной фразе, несмотря на ее лаконичность, есть все признаки образного
монтажа.
И
то, что кадры 88, а и 88, в разделены другим планом, с противоположным
внутрикадровым содержанием, вовсе не лишает их взаимной связи. Это пример
дистанционного монтажа (термин А. Пелешьяна).
Эта
серия кадров может быть дополнена. Бели, например, после кадра 88, б поставить
кадр 88, г, то ощущение человеческих страданий, которые несет равнодушное
насилие, увеличится. И особую остроту монтажному сочетанию придаст то, что
перед зрителем появятся мирные, беззащитные люди. А если после плана 88, в в
монтажный ряд поставить кадры 88, д, е, то намного усилится эмоциональное
звучание финала.
Кадр 88, г
Кадр 88, д
Кадр 88, е
Камера
может "наехать" на глаза малыша, оставив на экране лишь его взгляд,
обращенный к зрителю, и авторская позиция станет понятна без всякого текста. С
экрана будет говорить изображение. И его сила определится тем, что кадр д
сомкнется с содержанием кадра б, несмотря на то, что их разделяют два
мизанкадра. Вся монтажная фраза будет построена на конфликте между беззащитным
добром и злобой насилия.
Предыдущая Следующая