Предыдущая Следующая
Вполне
естественно, что монтажный ряд, говорящий о каком-либо конкретном событии,
воспринимается гораздо легче, чем эпизод, автор которого обратился к
нравственным и философским проблемам, намереваясь раскрыть их через отвлеченные
понятия. Монтаж такого рода наиболее сложен и для выполнения, я для
зрительского восприятия.
Рис. 26
Рассмотрим
монтажную фразу, доставленную из кадров 88 а, б, в. Пространственных
ориентиров, объясняющих суть происходящего, нет.
Временны?х
– тоже нет. Действие разнородно. Персонажи при первом взгляде ничем не связаны
друг с другом. Все три кадра различны по своим внешним признакам и нужно
угадать, что их связывает.
Кадр 88, а
Кадр 88, б
Кадр 88, в
Если
причина монтажного сопоставления не ясна зрителю с первого момента, он невольно
начинает искать более тонкие связи и зависимости, желая выяснить, почему автор
поставил эти кадры рядом и почему их можно считать единым целым, а не случайным
сочетанием чужеродных элементов.
Единственное,
что объединяет эти кадры, – это то, что в каждом из них присутствуют люди:
человек > два человека > человек
Если
представить себе главный стержень монтажа таким образом, то можно предположить,
что речь идет о человеческих судьбах:
ребёнок > агрессор и его жертва > старая
женщина
Есть
ли смысловая связь между этими кадрами?
Первое
межкадровое столкновение наводит на мысль: человек приходит в этот мир, где
столько насилия и несправедливости…
Второй
монтажный переход на кадр с женщиной, молитвенно сложившей руки, будет исходить
из уже найденного предположения. О чем она просит судьбу? Предыдущие кадры
подсказывают: о том, чтобы силы добра не оказались слабее злых сил. Она просит
за всех, и за только что родившегося малыша тоже. Кадры выстраиваются в единую
смысловую линию:
появление нового человека > который приходит в
мир, где есть насилие… > которого не должно быть…
В
этой монтажной фразе истолковать кадры можно только в зависимости от контекста,
рассматривая их все вместе, и ребенок, и убийца, и старая женщина – это
символы, а не конкретные люди. Их роль – выразить тот самый глубинный смысл
монтажного сочетания который возникает в процессе восприятия кинозрелища. И
конечно, как каждый кадр может быть понят и истолкован только в контексте, в
связи с другими кадрами, так и весь эпизод должен стоять в ряду других эпизодов,
подготавливающих его появление и ориентирующих зрителя на желательные автору
оценки этой монтажной фразы.
Предыдущая Следующая