Предыдущая Следующая
На
общем плане зафиксирован очень важный момент: жест мальчика, указывающего на
сопло ракеты. Его значимость действительна не только для общего плана. Эффект
от этого жеста будет определять сюжетно-композиционную структуральных кадров
эпизода, так выражает чувства юных посетителей выставки и говорит о том
экспонате, который вызвал эти чувства.
Этот
жест – основной композиционный вектор, определяющий характер построения
остальных монтажных планов, которые могут быть сняты на данном объекте. Это
могут быть портреты ребят, детали ракеты и т. д. Ясно, что независимо от
содержания этих планов они потребуют ракурсных композиций.
Если
кинооператор во время репортажных съёмок фиксирует какой-либо ударный момент,
выражающий главный смысл происходящего действия, то в дальнейшем набор кадров
может компоноваться на основании найденного изобразительного ориентира.
–
Ну и что вы хотите сказать разговорами о ракурсах? – мог за сомневаться
пещерный художник. – Уж не упрекаете ли меня за то, что я не рисовал портреты
мамонтов с нижней точки?
–
Совсем не собираемся, – сказали бы мы. – Мы понимаем, что это сложная
творческая задача.
Но
если бы мы снимали кинофильм об эпохе палеолита, то обязательно сняли бы
мамонта с точки зрения человека, стоящего у ног косматого великана. Так мы
подчеркнули бы рост мамонта. Его хобот брал бы охапку травы и медленно уносил
вверх, к основаниям клыков, в спокойно жующий рот. Или сняли бы крупный план
самого художника после того, как он со своими соплеменниками праздновал
окончание удачной охоты. На фоне неба появилась бы сияющая физиономия нашего
коллеги, а на переднем плане мелькала бы ручища с копьем, которым наш предок
размахивал, выражая дикий восторг…
–
Вот этот ракурс подчеркнул мою радость, – сказал бы предок, увидев такой кадр.
– Такой ракурс служит особой цели.
–
Правильно, – согласились бы мы. – Это пример ракурса, помогающего выразить
эмоциональное состояние героя.
Предыдущая Следующая