Предыдущая Следующая
И увидел, понял
Теркин,
Что вести его черед.
— Взвод! За родину!
Вперед!..
И доверчиво по знаку,
За товарищем спеша,
C места бросились в атаку Сорок
душ — одна душа...»
Ракурс становится
выразительным не сам по себе, а в зависимости от того, что происходит в
окружающей кинооператора действительности. Как уже было сказано, зритель в
известной степени отождествляет себя с героем фильма, смотрит на окружающее,
исходя из его интересов, а иногда почти буквально «с точки зрения» героя.
Поэтому легко представить себе киносъемочный план, снятый в подобной ситуации:
кинооператор, после того как он зафиксировал бойцов с нижней точки, не
выключая мотор киноаппарата, выскакивает из окопа и бежит вперед в цепи
наступающих...
Второй вариант
применения ракурсной съемки — это возможность показать характерные признаки
объекта, которые могут быть хорошо различимы только при взгляде с верхней или
нижней точки. Этим приемом пользуются часто. Пейзажи и архитектурные комплексы,
интерьеры и различные предметы, общая картина какого-либо события — все
разнообразие явлений и процессов, касающихся героя, нередко можно показать с
яркой выразительностью только при ракурсной съемке.
B кадре 74 кинооператор выбрал
ракурсную точку зрения, учитывая, что ракета устремлена вверх. Ракурс усиливает
смысл композиции, которая читается просто: ракета вызвала интерес ребят, потому
что она может уноситься в небо. Эта мысль заявлена в содержании кадра и усилена
ракурсной съемкой. Четкая лаконичная композиция состоит из трех компонентов:
ракета, дети. Нижняя точка съемки позволила убрать из кадра все, что могло
отвлечь внимание, — павильоны ВДНХ, аллеи, заполненные посетителями, и пр.
Кадр 74
В
сущности, эта съёмочная точка косвенно соотнесена с позицией человека,
гуляющего по выставке и рассматривающего экспонаты. Особенной остроты ракурса в
данном случае не потребовалось, потому что компоновка кадра вполне
соответствует тому, что увидел бы посетитель ВДНХ при непосредственном
наблюдении окружающего.
Предыдущая Следующая