Предыдущая Следующая
Рис. 15
Так как предметы
переднего плана находятся ближе к камере, чем сам объект, то за счет угла
зрения объектива скорость их прохождения по картинной плоскости кадра увеличится
по сравнению с фоном, что усилит динамическую характеристику объекта.
Мелькание переднеплановых деталей при таком композиционном решении панорамы
сопровождения с предельной убедительностью создаст эффект поступательного
движения и подчеркнет иллюзию глубины пространства. То, что никак не
устраивало древнего художника, не хотевшего скрывать фигуры зверей за передним
планом при съемке панорамы сопровождения оказывается операторской находкой,
делающей снятый кадр более экспрессивным.
Рис. 16
Поводом для панорамы
сопровождения всегда служит движение объекта причем траектория панорамы, ее
направление и темп панорамирования зависят от происходящего действия и
подчинены его динамике. Это легко представить себе, вспомнив сложные панорамы,
которые приходится выполнять операторам телевидения ведущим репортажи с хоккейных
матчей. Все действия телеоператора при этом заданы характером передвижения
спортсмена, владеющего шайбой.
Масштаб изображения
каждый раз определяется спецификой действия. Бели сам объект нуждается в
детальной характеристике, то он может быть укрупнен. Если же у кинооператора
есть желание выявить динамический момент, то приоритет отдается второму плану,
благодаря которому иллюзия движения может быть усилена (кадр 70).
Кадр 70
Своеобразие композиционной
структуры кадра при панораме сопровождения состоит в том, что зритель судит о
динамике действия по второстепенным компонентам — фону и переднему плану, и
если движущийся предмет полностью займет картинную плоскость, то при отсутствии
изобразительных показателей, подчеркивающих динамику, пропадет ощущение движения.
Поэтому, выстраивая композицию при панорамировании, кинооператор должен
тщательно следить за тем, какую площадь занимает главный объект и какую — фон
(рис. 18).
Предыдущая Следующая