Предыдущая Следующая
— Убедили, —
сказал бы предок. — Интересно взглянуть на его бюст в натуре, а не на фотографии.
— Для этого
нужно сходить в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, который находится
в Москве, — предложили бы мы. — И там в зале, который называется «Итальянский
дворик», стоит копия конной статуи, которую создал знаменитый Донато ди Николло
ди Ветто Барди, известный под именем Донателло. A увидеть оригинал можно в итальянском городе Падуе.
Схема расстановки
приборов каждый раз может выглядеть по-разному. Все зависит от замысла кинооператора.
Световые лучи в его руках подобны кистям художника, которыми он накладывает
краски на плоскость экрана. Как он решит с ними распорядиться — это его дело. Ho он должен помнить, что небрежно
поставленный прибор иногда деформирует светом лицо героя. Невнимательное
отношение к модели показано на примере кадра 64. — Мне жалко эту милую девушку,
— с огорчением сказал бы предок.
— Почему? —
спросили бы мы.
— У нее один
глаз.
Вероятно, такая
зрительская реакция не устроила бы автора. Поэтому строить световую схему
так, чтобы один глаз человека оказывался в тени и выглядел «слепым», не
рекомендуется. Обычно это производит неприятное впечатление.
Легко представить,
что крупный план великого мыслителя Вольтера (кадр 65, б), не дающий
возможности увидеть его взгляд, потерял бы главное — психологическую характеристику
героя.
Кадр 62
Кадр 63
Кадр 64
— Ho ведь это не Вольтер! — мог
возмутиться предок. — Это опять мертвый гипс!
— Нет,
уважаемый коллега, — снова не согласились бы мы. — Талант скульптора и
мастерство кинооператора, осветившего этот бюст, дали отличный результат. Это
живое лицо нашего героя! (кадр 65, о).
— Ho ведь применен нижний свет,
— мог
возразить предок. — A он, как известно, искажает
форму. Он непривычен для наблюдателя.
— A почему в данном случае это
плохо? — спросили бы мы. — Ведь важен конечный результат. И это своеобразное
световое решение позволило выявить уникальный характер Франсуа-Мари Аруэ
(Вольтера) — одного из крупнейших деятелей французского буржуазного Просвещения,
жившего в XVIII веке. Эго был человек
утонченного, едкого юмора, и хитрая усмешка, которая чувствуется в его взгляде,
раскрылась именно при освещении нижним источником света. Этот гипс сейчас живее
многих портретов, на которых сняты живые люди. Схема света не догма, ее нужно
варьировать, исходя из замысла. A
замысел основывается на характере самого объекта съемки.
Предыдущая Следующая