Предыдущая Следующая
Светотеневой характер
освещения, приведенный в кадре 59, составлен при помощи трех источников:
рисующего, заполняющего W фонового.
При этой расстановке
приборов выявлена форма и фактура объекта, создана иллюзия объема. Изображение
соответствует тому эффекту, который мы видим в повседневной жизни.
Кадр 60 снят с
применением двух источников света — заполняющего и фонового. Такое изображение
называется тональным. Оно трафично, лишено объемов, рельеф модели
скрадывается, потому что нет теневых участков. Прямой свет прибора падает на
объект так, что все тени оказываются вне поля зрения камеры. Иногда именно
такое довольно своеобразное творческое решение отвечает авторскому замыслу.
Кадр 61 — пример использования
лишь одного рисующего источника. Темная сторона объекта сливается с фоном,
потому что второй план не освещен и нет контрового луча, который мог бы
отделить объект от фона, очертив его светлым контуром.
— Совсем как у
нас в пещере», когда мы сидели у костра и жарили мамонта, — мог сказать
низколобый пращур. — Один источник света, а все остальное — в тени. Это очень
реалистичное изображение. Я считаю, что снято очень хорошо!
Мы с ним могли бы
поспорить. Ведь можно передать эффект одного источника света, но сделать это гораздо
живописнее (кадры 62, 63).
— Мы
предлагаем более интересное решение, — сказали бы мы пращуру. Источник
света в кадре, но кроме единственного прибора, который создает эффект естественного
освещения, есть дополнительные, делающие кадр более выразительным. Ведь наша
цель — не скопировать характер освещения, а создать его образ.
— У нас в
пещере было лучше, — не согласился бы предок. — У нас свет был живой. Он
дрожал, менял насыщенность, и лица были при этом освещении — глаз не оторвешь! A у вас вместо человеческих лиц
какие - то гипсовые маски, а вместо живого огня — мертвый.
— Гипсы
снимают для того, чтобы овладеть мастерством киноосвещения, — сказали бы мы. —
Творческий человек должен представить себе, что мы освещаем не скульптуры, а
лица людей. Что касается огня, то действительно, при киносъемке его нужно
сделать живым! Это не сложно. Включив камеру, нужно помахать перед прибором
стеклянной пластинкой или подвигать какой- либо светофильтр, и световой луч
«оживет». Он будет похож на свет от костра, от свечи или другого естественного
источника. Ho только не следует делать это
грубо. He нужно, чтобы луч мигал, как
светофор.
Предыдущая Следующая