Предыдущая Следующая
Истоки вестерна нужно искать, разумеется, в
американской литературе прошлого века, в произведениях Ф. Купера, М. Рида,
Ф. Брет-Гарта. Благородные следопыты, сохраняющие достоинство последние из
могикан, бесшабашные покорители прерий, лихие ковбои, вооруженные и очень опасные
бандиты, невозмутимые шерифы, насаждающие закон вдали от цивилизации, веселые
обитательницы салунов – все эти герои были романтизированы, овеяны мифами в
вестернах. Популярность Буффало Билла, Буча Кэссиди и Санденса Кида, Пэта Гэррета
и Билли Кида, Джесси и Фрэнка Джеймса, Дока Холлидея и Уайта Эрпа может
сравниться, пожалуй, со славой знаменитых личностей Америки, начиная с ее
первого президента Джорджа Вашингтона. Идеализируя и возвеличивая людей,
которые в подлинной жизни не всегда были в ладах с законом, авторы вестернов
прежде всего стремились воспеть американскую предприимчивость, авантюризм,
риск, неунывающий оптимизм всех – от бродяг, странствующих по пустошам Запада,
до упорных скотоводов, быстро пустивших корни на бесплодных землях вдали от Атлантического
океана. Возможно, именно это помогло им выстоять в схватке с природой, а в
первую очередь – в борьбе за социальное, человеческое выживание, самоутверждение,
создание самих себя, своего образа жизни согласно «американской мечте».
Национальная мифология, прославление
недолгой истории Соединенных Штатов оказались крайне необходимы в ХХ веке,
когда Америка становилась одной из первых держав мира. Вестерны появились еще
до изобретения братьев Люмьер, на картинках в кинетоскопе Эдисона
в 1894 г. Но отправной точкой в развитии этого жанра считается выход на экраны
фильма «Большое ограбление поезда» (1903) Э. С. Портера, который,
представляет собой довольно редкое сочетание вестерна и гангстерского фильма. В
те годы бандит с Запада был еще современником авторов вестернов. Спустя
десятилетия в 1969 г. Дж. Р. Хилл иронически воспроизвел стиль
первых вестернов в прологе своей картины «Буч Кэссиди и Санденс Кид», чтобы затем
рассказать трагическую историю двух отщепенцев, индивидуальностей-одиночек, вытесняемых
на рубеже веков с авансцены истории, уничтоженных безжалостной системой власти,
цивилизацией, хорошо отлаженным механизмом коллективного подавления.
Предыдущая Следующая