Предыдущая Следующая
ü
Протазанов
Яков Александрович (1881–1945), режиссер, сценарист, актер.
В 1900 г. окончил
коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и Ко».
В 1904–1906 гг. занимался самообразованием во Франции и Италии.
С 1906 г., сменив
ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником
режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907 г., сначала как сценарист,
потом режиссер (дебют – «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 г. работал в кинофирме
П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 г., завоевав репутацию наиболее
культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева.
В дореволюционном
кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н.
Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского (оба – 1915),
«Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия»
Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами
режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской
игры, прежде всего И. И. Мозжухина.
В 1918 г. вместе с
группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и
работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в
период 1920–1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде
всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение»
и др.
В 1923 г. вернулся
в СССР. Первый фильм после возвращения – «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924).
На студии «Межрабпром-Русь» поставил комедии «Закройщик из Торжка»
(1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник
святого Йоргена» (1930), которые пользовались большим успехом у зрителей и
долгие годы не сходили с экрана.
Внимание Протазанова
к характеру на экране и принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах
целый ряд ярких образов, созданных И. В. Ильинским, А. П. Кторовым, М. М.
Климовым, И. М. Москвиным, М. М. Тархановым, М. М. Блюменталь-Тамариной и
др. В его картинах впервые раскрылись дарования В. П. Марецкой, А. И. Войцик,
Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой.
Предыдущая Следующая