домой
 
 

герои
 

фотоальбом
 

обои
 

скачать
 

the nanny
 

ссылки
 

 

Предыдущая Главная

 

ü    Ямпольский Михаил (р. 1949), историк, теоретик кино.

В 1971 г. окончил романо-германский факультет Московского педагогического института. Кандидат педагогических наук (1977), доктор искусствоведения (1991). Работал старшим научным сотрудником в НИИ теории, истории кино (ныне НИИК), старшим научным сотрудником лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. Преподавал курс «Теоретический анализ фильма» во ВГИКе и на ВКСР.

 С 1992 г. профессор Нью-Йоркского университета. Автор книг и многочисленных работ по европейской культуре XVIIIXX вв., семиотике, кино, литературе. Публиковался в журналах: «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Киносценарии», «Советский фильм», «Кино» (Рига), «Театр», «Вопросы искусствознания», «Итоги» и др. С 1993 г. живет и работает в США.

Первая книжка Михаила Ямпольского называлась «Из истории французской кино-мысли...» и была им сделана за одно лето. Книжку выпустило самое престижное в ту пору издательство «Искусство». Здесь М. Ямпольский нашел замечательное применение двум своим блестящим способностям к переводу (кроме французского, он знает английский, немецкий, итальянский) и комментированию. Благодаря ему в наш обиход вошли не только Деллюк, Эпштейн или Канудо, но и актуальное киноведение. Прежде всего Кристиан Метц, чей фундаментальный труд по киносемиотике «Кино: язык или речь?» был опубликован в период застоя под обложкой одного из многочисленных институтских информационных сборников (а этих сборников за десять предперестроечных лет М. Ямпольский подготовил гигантское количество).

Филолог не «отменил» в нем визуалиста: М. Ямпольский исследовал едва ли не все типы репрезентации и дошел до немиметического зрения, когда объект почти не виден. С перестройкой совпало зарождение его интереса к интертекстуальности. Он защитил докторскую и ушел в большое плавание – сначала в Институт философии, а потом в Нью-Йоркский университет. Успев постоять у колыбели «Киноведческих записок» и открыв серию приложений к ним своей монографией «Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии». В «Записки» продолжает исправно писать по сию пору, при том что он не только полный американский профессор, но и фаворит Сорбонны и прочих ученых мест, а книжки выходят у него по нескольку штук в год в разных концах света, обязательно включая Россию.

Михаил Ямпольский гражданин мира; совершенный образчик космополита, в котором талмудическая традиция углубленного комментирования сочетается с немецкой точностью, французской изощренностью и российской страстной беспредельностью или беспредельной научной страстностью. Уникальный эрудит. Пожалуй, единственный из наших киноведов, кто в состоянии написать шестьдесят страниц о десятиминутном фильме (в случае Ямпольского о «Механическом балете» Фернана Леже). И чуть не единственный критик, которого спустя много лет после статей о «Скорбном бесчувствии» и «Круге втором» автор этих фильмов Александр Сокуров считает адекватным исследователем своего кино.

 

 


Предыдущая Главная

  дружественные сайты:

2009

 
 
 
Hosted by uCoz