Предыдущая Главная
ü Ямпольский Михаил (р. 1949), историк, теоретик кино.
В 1971
г. окончил романо-германский факультет Московского педагогического института.
Кандидат педагогических наук (1977), доктор искусствоведения (1991). Работал
старшим научным сотрудником в НИИ теории, истории кино (ныне – НИИК),
старшим научным сотрудником лаборатории постклассических исследований Института
философии РАН. Преподавал курс «Теоретический анализ фильма» во ВГИКе и на
ВКСР.
С 1992
г. – профессор Нью-Йоркского университета. Автор книг и многочисленных
работ по европейской культуре XVIII–XX вв., семиотике, кино,
литературе. Публиковался в журналах: «Искусство кино», «Киноведческие записки»,
«Киносценарии», «Советский фильм», «Кино» (Рига), «Театр», «Вопросы искусствознания»,
«Итоги» и др. С 1993 г. живет и работает в США.
Первая
книжка Михаила Ямпольского называлась «Из истории французской
кино-мысли...» и была им сделана за одно лето. Книжку выпустило самое
престижное в ту пору издательство «Искусство». Здесь М. Ямпольский нашел
замечательное применение двум своим блестящим способностям – к
переводу (кроме французского, он знает английский, немецкий, итальянский) и
комментированию. Благодаря ему в наш обиход вошли не только Деллюк, Эпштейн
или Канудо, но и актуальное киноведение. Прежде всего – Кристиан
Метц, чей фундаментальный труд по киносемиотике «Кино: язык или речь?» был
опубликован в период застоя под обложкой одного из многочисленных институтских
информационных сборников (а этих сборников за десять предперестроечных лет М. Ямпольский
подготовил гигантское количество).
Филолог
не «отменил» в нем визуалиста: М. Ямпольский исследовал едва ли не
все типы репрезентации и дошел до немиметического зрения, когда объект почти не
виден. С перестройкой совпало зарождение его интереса к интертекстуальности. Он
защитил докторскую и ушел в большое плавание – сначала в Институт философии, а
потом в Нью-Йоркский университет. Успев постоять у колыбели «Киноведческих записок»
и открыв серию приложений к ним своей монографией «Видимый мир. Очерки
ранней кинофеноменологии». В «Записки» продолжает исправно писать по сию
пору, при том что он – не только полный американский профессор, но и фаворит Сорбонны и
прочих ученых мест, а книжки выходят у него по нескольку штук в год в разных
концах света, обязательно включая Россию.
Михаил Ямпольский –
гражданин мира; совершенный образчик космополита, в котором талмудическая
традиция углубленного комментирования сочетается с немецкой точностью,
французской изощренностью и российской страстной беспредельностью или
беспредельной – научной – страстностью. Уникальный эрудит. Пожалуй, единственный из наших
киноведов, кто в состоянии написать шестьдесят страниц о десятиминутном фильме
(в случае Ямпольского – о «Механическом балете» Фернана
Леже). И чуть не единственный критик, которого спустя много лет после
статей о «Скорбном бесчувствии» и «Круге втором» автор этих фильмов Александр
Сокуров считает адекватным исследователем своего кино.