Предыдущая Следующая
Работал в Институте фольклора, литературы и
искусства Латвийской Академии наук. В Центральном музее кино осуществлял
научное руководство работами по восстановлению ранних русских фильмов. Читал
лекционные курсы по истории и семиотике кино в университетах Стокгольма,
Лос-Анджелеса, Амстердама и др. С 1993 г. –
научный руководитель Национальной латвийской синематеки. С 1996 г. – профессор Чикагского университета. Публиковался в
журналах: «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Experiment. A Journal of
Russian Culture» и др.
Юрий Цивьян начинал как
теоретик в русле радикального структурализма. Но к середине восьмидесятых он
резко отошел от теории и погрузился в историю русского и раннего советского
кино (Сергей Эйзенштейн,
Дзига Вертов).
Большой резонанс имела организованная им ретроспектива русского кино в
итальянском городе Порденоне и широкий показ этой ретроспективы на Западе. В
результате русское дореволюционное кино (прежде всего Евгений Бауэр)
стало достоянием мирового киноведения. Юрий Цивьян предложил получившее
хождение понятие «русский стиль» и описал его как особую художественную систему.
Одновременно он разработал концепцию исторической рецепции кино, согласно
которой когнитивные модели восприятия кинозрелища исторически обусловлены и
могут быть реконструированы на основании свидетельств современников.
Объект его специального интереса – освоение ранним
кинематографом техник коммуникации: телефона, поезда и т. д. Построение современной
научной истории кино (основная задача Юрия Цивьяна) интеллектуально
опирается на поэтику формалистов, иконографические методы, а практически –
на текстологические сравнения разных вариантов фильма, версий сценария
и т. д.
Большое личное влияние на него оказал
рижский филолог Роман Тименчик и, в меньшей степени, Юрий Лотман,
в соавторстве с которым он написал популярную книгу о кино «Диалог с
экраном». Влияние Тименчика сказалось в понимании иерархии
значимости архивных материалов, интересе к маргинальным явлениям и остром
неприятии тривиальностей. С 1996 г. Юрий Цивьян в основном
базируется в Чикагском университете, где работает в составе группы
исследователей раннего кино. Он один из редких отечественных киноведов,
пользующихся международным авторитетом и оказавших влияние на новейшую историографию
немого кино –
направление, сыгравшее заметную роль в эволюции мировой киноведческой мысли 80-х
–
начала 90-х гг.
Предыдущая Следующая