Предыдущая Следующая
Заразившись
СПИДом, Джармен выводит в своем творчестве проблему гомосексуализма за
рамки частного случая, представляя репрессивность традиционного общества по
отношению к сексуальным меньшинствам как источник мирового зла. Этой мыслью
проникнут апокалиптический «Все, что осталось от Англии» (1987), богохульный
«Сад» (1990) и кровавая экранизация трагедии К. Марло «Эдуард II»
(1991), через три года после постановки которого Джармен умирает от СПИДа.
ü
Линч Дэвид
(David Lynch)
(р. 1946), американский кинорежиссер.
Будущий
исследователь изнанки одноэтажной Америки провел детство на побережье Тихого
океана, исследуя вместе с отцом природу и географию небольшой части
американского Северо-Запада, которая и станет Твин Пиксом в одноименном телесериале.
В 17 лет Линча принимают в Школу искусств в Вашингтоне. Он увлекся
немецким экспрессионизмом начала ХХ века, и в особенности наследием австрийца Оскара
Кокошки.
Совершив
артистический вояж в Европу, Линч перешел в Академию изящных искусств в
Пенсильвании, в 1967 г. снял одноминутный анимационный фильм «Шесть блюющих мужчин»
и полуигровой, полуанимационный «Алфавит» (1968), который демонстрировался в
одном из сборников-альманахов авангардного кино. В 1970 г. появился анимационный
фильм «Бабушка», о мальчике, недовольном своими родителями и решившем вырастить
на огороде настоящую бабушку. Уже в этих ранних опытах заметны черты поэтики Линча:
все, что он делает, укладывается в английское прилагательное weird – «странный,
не от мира сего, ненормальный». Здесь проявляется чувство комического и джойсовская
гипертрофия обыденного, таящая бездны черного юмора и экзистенциального абсурда
бытия.
В 1972 г.
Линч начал работу над первым полнометражным фильмом, который сделал его
культовым режиссером и полнее других лент вместил мании и фобии создателя. В
центре «Головы-ластика» (1977), премьера которой состоялась только после пяти
лет работы, – образ робкого клаустрофобного дебила и его тошнотворного чада,
вечно орущей «сопли», которая непрерывно растет и взрывается в финале, уничтожая
своего прародителя. Этот черно-белый «макабр», развивающийся внутри
инфернального индустриального пейзажа, который заполнен скрежещущей какофонией
урбанистических звуков, стал ужасающей сублимацией отцовского опыта Линча,
пропущенного через параноидально-критические фильтры его стилистики. Фильм становится
хитом андеграунда, и Линча замечает мэтр пародийно-комического кино Мeл
Брукс.
Предыдущая Следующая