Предыдущая Следующая
Режиссер Херцог всегда
внимательно всматривается в человеческое Другое (если использовать это слово
как философский термин). Ему удалось доказать это даже в процессе работы –
Херцог оказался единственным режиссером, способным постоянно снимать
самого неуправляемого актера в мире – «великого и ужасного» Клауса Кински.
Кински сыграл и полубезумного
конкистадора Лопе де Агирре, который продирается сквозь джунгли
в поисках Эльдорадо, и деятельного мечтателя Фитцкарральдо, и вампира
Носферату, и авантюриста-работорговца Зеленую Кобру, сведенного с ума
непостижимостью Африки, и забитого солдата прусской армии Войцека,
в голове у которого все равно не погибает живая мысль.
«Человеческий проект» Вернера
Херцога – это и есть живая мысль, бьющаяся в самом маленьком
и самом безумном из его главных героев, разрывающая на части
и сводящая с ума его «сверхлюдей», и задающая его собственное
отношение к своему труду: отношение человека, трансформирующего наши
представления о реальном в кинематографе.
Но если «идейные конструкции»
немецкого режиссера повторяются от фильма к фильму,
то «визуальный опыт» каждого из фильмов Херцога неповторим
и фантастически богат. Эта сторона его кинематографа даже исследователей
заставляет становиться поэтами – так, по словам Томаса Эльзессера,
«Фильмы Херцога словно сняты человеком, прозревшим после тотальной
слепоты, испытавшим визуальный шок от зрелища мира». Отчасти причина
этого – в отношении Херцога к дикой природе как
к величественной загадке; отчасти – в той же идее
о необходимости расширять границы представления о человеческом.
По мысли режиссера,
кинематограф (именно такой, «подлинный», зрелищный и бескомпромиссный)
может стать для современного зрителя тем необходимым опытом Другого, которым
для нигде не бывавшего Каспара Хаузера оказываются его волшебные сны
и видения – Кавказские горы или караван, бредущий по пустыне. Кино
в нерасчленимости его образов, в полноценности передачи ощущения
от богатства мира становится для Херцога альтернативой ограниченной
жесткости других познавательных средств.
Предыдущая Следующая