Предыдущая Следующая
Самыми значительными работами,
образцами кинематографического мышления этого немецкого режиссера считаются
фильмы: «Агирре, гнев Божий» (1972), «Каждый за себя и Бог против всех» (1974),
«Сердце из стекла» (1976), «Носферату – призрак ночи» (1979) и «Фитцкарральдо»
(1982).
Эффектный, зрелищный, склонный порой
к мистике кинематограф Херцога посвящен исследованию границ нашего
представления о человеческом; границ, изучать которые, по мнению
режиссера, тоже лучше всего именно на границе. Наиболее типичная для Херцога
сюжетная ситуация – это ситуация встречи разных цивилизаций, будь
то прямая встреча западного человека с «диким» миром («Фитцкарральдо»,
«Зеленая кобра», «Там, где грезят зеленые муравьи») или встреча всего того, что
мы считаем привычным, правильным и «рациональным»,
с необыкновенным, мистическим и загадочным в душе одного
человека, намного превосходящего представления других людей о человеческой
норме («Агирре, гнев Божий», «Каждый за себя и Бог против всех», «Знаки
жизни», «Войцек»).
Кроме того, эту «пограничность», это
правило перехода всех мыслимых представлений о норме Херцог распространил
на саму ситуацию создания фильма. Провозгласив своим кредо стремление
к «подлинности», в своих наиболее знаменитых проектах режиссер постарался
полностью воссоздать в съемочном процессе воспроизводимые на экране
ситуации. К этой же области относятся эксперименты Херцога с актерами. В
фильме «Сердце из стекла» для создания мистической полубезумной атмосферы
все актеры играли под гипнозом. А одна из главных «звезд» фильмов Херцога –
найденный им то ли в тюрьме, то ли в психиатрической
лечебнице Бруно С., не играющий в кадре, а, говоря словами режиссера,
«прямо представляющий на экране свое физическое существо».
Предыдущая Следующая