Предыдущая Следующая
В январе 1993 г. в Москве состоялась первая
персональная посмертная выставка художественных работ Параджанова.
ü
Фассбиндер
(Fassbinder) Райнер Вернер (1945–1982), немецкий режиссер, сценарист,
актер, оператор.
Начинал как театральный постановщик. Творческий
коллектив «Анти-театра», основанного им в 1969 г. (художник, сценарист и актер Курт
Рааб, композитор Пер Рабен, актрисы Ханна Шигулла, Ингрид Кавен
и др.), стал постоянной кинематографической командой на протяжении многих
лет. Творчество Фассбиндера, необычайно плодотворное хотя бы с количественной
точки зрения – 42 фильма за 13 лет работы, – можно рассматривать
с разных точек зрения.
С одной стороны, все его работы
складываются в своеобразный лирический исповедальный цикл. Герои Фассбиндера
могут рассматриваться как проекция его собственной личности – неблагополучные,
с травмированной психикой, склонные к немотивированной агрессии и
саморазрушению. Вершина этой линии – образ Франца Биберкопфа в сериале «Берлин.
Александерплац», главного героя одноименного романа А. Деблина, с
которым Фассбиндер себя идентифицировал на протяжении всей жизни. Франц –
излюбленное имя для его кинематографических альтер-эго: «Любовь холоднее смерти»,
«Боги чумы», «Кулачное право свободы», собственный псевдоним как монтажера –
Франц Вальш.
С другой стороны, творчество Фассбиндера
можно рассматривать в виде рефлексии киномана. Таков его полнометражный дебют
«Любовь холоднее, чем смерть» (1969) – рефлексия по поводу голливудского
гангстерского фильма; «Боги чумы» – парафраз годаровской ленты «На последнем
дыхании», впоследствии его кумиром становится Дуглас Серк («Страх съедает
душу»); влияние самых разных режиссеров можно проследить в других его лентах
(допустим, Лукино Висконти в «аденауэровской трилогии» и т. д.).
При этом кинематографическая стилистика Фассбиндера
отмечена явным влиянием его театрального опыта (построение мизансцен, декораций,
актерская игра).
Предыдущая Следующая