Предыдущая Следующая
Вуди Аллен – один из самых
плодовитых американских кинорежиссеров. Но он активно работает и как писатель,
является автором нескольких юмористических книг.
ü
Вендерс
(Wenders) Вим
(р. 1945), немецкий режиссер, сценарист, продюсер.
Вендерс, как и Вернер Херцог, и Райнер
Вернер Фассбиндер, – прежде всего дитя послевоенной Германии, когда горечь
и позор военного поражения уравновешивались чувством вины за причастность народа
к фашизму. Крайне редко прибегая к социально-политическим акцентам (исключение
– антифашистский пафос «Ложного движения»), режиссер передает завораживающее
превращение одиночества оторванности от мира в чисто кинематографическую
причастность к бесконечной глубине мироздания.
Его известность началась сравнительно рано,
с экранизации повести австрийского писателя Петера Хандке «Страх вратаря
перед одиннадцатиметровым» (1971), в которой уволенный с работы Йозеф Блох
знакомится с кассиршей кинотеатра, без всякого мотива убивает ее, и этот жуткий
поступок парадоксально возвращает ему чувство сопротивления реальности. Вендерса
сразу записали в последователи Антониони, но он уже говорил о
последствиях того, что было открыто итальянским мастером, а также об изживании
общеевропейской болезни отчуждения – на философском уровне.
В 70-е гг. он снимал в Германии и сделал
там лучшую свою ленту «Алиса в городах», – вариацию на темы
американского «фильма дороги». Его главный герой, сыгранный актером Рюдигером
Фоглером, погружен в себя и внутренне чужд духовной апатии, но не
испытывает желания менять созерцательный принцип жизни на деятельный. Он,
собственно, медиум, прислушивающийся к реальности, будучи заранее уверен, что,
кроме разного рода мнимостей, ничего не найдет. Парад таких мнимостей явлен в
«Американском друге» (1977) – изощренной рефлексии на темы американского
гангстерского фильма, где любимый персонаж режиссера (на этот раз его играет
актер Бруно Ганс) – невольный виновник гибели тех, кого он, сам того не
зная, подставил, опрометчиво сыграв в чужую игру.
Предыдущая Следующая