Предыдущая Следующая
Дебютом Трюффо
в полнометражном кино стала получившая международное признание картина «400
ударов» (1959, Гран-при МФК в Каннах), без прикрас воспроизводившая горькое
одиночество и смутный протест юного героя-бунтаря Антуана Дуанеля (в его роли
снялся ровесник персонажа Ж.-П. Лео) против обывательского эгоизма и безразличия
взрослых. Фильм положил начало двум из главных тем всего кинотворчества Трюффо-режиссера
– драматическим испытаниям детства («Дикий ребенок», 1970, «Карманные деньги»,
1976) и воспитанию чувств молодого парижанина (фильмы так называемого «дуанелевского
цикла»: киноновелла «Антуан и Колетт», 1962; «Украденные поцелуи», 1968;
«Семейный очаг», 1970; «Ускользающая любовь», 1979; главные роли во всех этих
фильмах сыграл тот же Ж.-П. Лео).
Под знаком «новой
волны» были восприняты и более ранние фильмы Трюффо «Стреляйте в
пианиста» (1960) и «Жюль и Джим» (1962). Новаторские по образному решению, обе
ленты свидетельствовали о страстном лирическом начале, которое в дальнейшем
станет авторским знаком режиссера. В центре внимания режиссера –
этико-эмоциональные конфликты его соотечественников, мир их интимных чувств и
переживаний. Парадоксам и кризисам любви посвящены психологические драмы
«Нежная кожа» (1964), «Две англичанки и континент» (1971), «История Адели Г.»
(1975), «Мужчина, который любил женщин» (1977), «Зеленая комната» (1978), «Соседка»
(1981).
Та же
эмоционально-психологическая проблематика в детективно-травестированном обличье
предстает в созданных на материале американских романов «черной серии» фильмах
«Невеста была в черном» (1968), «Сирена «Миссисипи» (1969), «Такая красотка,
как я» (1972), «Веселенькое воскресенье» (1983), криминальная фабула которых радикально
переосмыслена в свете французского общественного опыта и национальных реалий.
С тревогой констатируя
углубляющийся кризис духовности, Трюффо вновь и вновь напоминает о
вечных ценностях гуманитарной культуры, в которой видит один из залогов полноты
человеческого существования. Почти одновременно с Ж.-Л. Годаром,
ставящим «Альфавиль» (1965), он показывает тоталитарное общество, где запрещены
книги («451° по Фаренгейту», 1966, по роману Р. Брэдбери; Великобритания),
создает свою версию «Восьми с половиной» – «Американская ночь» (1973, премия
«Оскар»), в которой сам исполняет роль кинорежиссера Феррана, акцентирует
гражданскую роль театра в условиях немецкой оккупации («Последнее метро», 1980,
премия «Сезар-81»).
Предыдущая Следующая