Предыдущая Следующая
Японское игровое кино развивалось в двух
направлениях: «гэндайгэки» – фильмы о современности и «дзидайгэки»
– фильмы, построенные на материале истории и фольклора.
Международное признание японское кино
завоевало в 50-е гг., когда фильм Акиры Куросавы «Расёмон» (1951)
удостоился «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции.
Режиссеры:
ü Куросава Акира (1910–1998),
японский режиссер.
Учился в Академии
изящных искусств. С 1936 г. – в кино, ассистент режиссера Кадзиро Ямамото,
писал сценарии. Режиссерский дебют – «Сугата Сансиро» (1943) о событиях, связанных
с развитием дзюдо в конце XIX века. Следующие фильмы: «Самые красивые»
(1944), «Сугата Сансиро, продолжение», «Мужчины, идущие по следу тигра» (оба – 1945).
Демократические устремления послевоенных лет отразились в лентах «Люди,
творящие завтра» (1946, совместно с Кадзиро Ямамото и Хидэо Сэкигава),
«Я не жалею о своей юности» (1946) и «Великолепное воскресенье» (1947).
В
картине «Пьяный ангел» (1948), первой совместной работе с актером Тосиро
Мифунэ, Куросава воплотил идеи о необходимости творить добро, жить
для людей, ставшие основополагающими во многих его фильмах. Среди лент тех лет –
«Молчаливая дуэль» и «Бездомный пес» (1949), «Скандал» (1950). Широкую мировую
известность получил «Расёмон» (по рассказам Рюноскэ Акутагава,
1950, главный приз МКФ в Венеции и премия «Оскар», 1951 и др.). В нем
проявилась приверженность режиссера к яркой исключительности человеческих характеров,
бурным страстям, острым столкновениям и конфликтам в драматургии. Впервые были
разрушены устойчивые каноны традиционной стилистики японского кино и привнесены
достижения мирового киноискусства.
Куросава активно освещает
проблемы социального и политического бытия, он верит в нравственное и духовное
совершенствование личности (фильм «Жить», 1952, приз МКФ в Западном Берлине,
1954). Ироничное отношение к феодальной морали и попытка формального обновления
традиционного жанра «кэнгэки» сказались в картине «Семь самураев» (1954,
премия МКФ в Венеции, «Оскар» – 1955).
Предыдущая Следующая