Предыдущая Следующая
10.
Фрагменты
из д/ф «Сага о потерянном гении» / автор – Иван Трацевский; режиссер –
Вера Федорова; Телерадиокомпания «Регион–Тюмень».
Основные тезисы
1. Главенствующее место в советском кино
периода Великой Отечественной войны заняли кинохроника, боевые кинорепортажи,
документальные публицистические фильмы, короткометражные новеллы, драмы («Два
бойца», 1943 / Л. Луков; «Парень из нашего города», 1942 и «Жди меня», 1943 /
А. Столпер) и эпические жанры, стремившиеся к художественному обобщению
(«Нашествие», 1942 / А. Роом; «Она защищает Родину», 1943 / Ф. Эрмлер).
2. На рубеже 40–50-х гг. государство
утверждает себя в кинематографе как систему завершенных монументальных форм. В
массовом сознании начинается переориентация на идею русской государственности,
которая реализовалась в историко-биографическом и художественно-документальном
кино («Адмирал Нахимов», 1946–1947 / Вс. Пудовкин; «Сказание о земле
Сибирской», 1948 / И. Пырьев).
После Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14
августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» наступает эпоха,
которая в отечественной историографии и критике получала название «малокартинья».
В 1951 г. на экраны выходит всего 9 новых фильмов. Один из самых интересных
фильмов этого периода – «Кубанские казаки» (1950) / И. Пырьева. Игровая
природа, построенная на эстетике обрядово-праздничного действа, делает работу Пырьева
каноном «колхозной комедии», воплощением тяги киноаудитории к желанному празднику
освобождения от военных и послевоенных тягот.
Трагичность ситуации разрешается с приходом
в штаты почти не действующих студий нового поколения режиссеров: Григория
Чухрая, Сергея Параджанова, Тенгиза Абуладзе, Марлена Хуциева и др.
3. Японский кинематограф еще в эру немого кино
отличался неповторимой индивидуальностью. Японские киностудии поощряли Экспериментаторство,
и многие режиссеры выработали свой оригинальный творческий стиль.
Предыдущая Следующая