Предыдущая Следующая
«Черные фильмы»
использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких
авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэмметт
(«Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды»,
1946), Э. Хэмингуэй («Убийцы», 1946) и др. Их стилистика оказалась
выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так
как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре.
Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э.
Дж. Улмер («Автостоп», 1945) и Э. Дмитрик («Перекрестный огонь»,
1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др.,
приблизили Голливуд к реальной жизни.
В ряде случаев
«черный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от
условностей детектива: лучшие образцы такого рода – «Пленница», 1948 / М.
Офюльс; «Двойная жизнь», 1948 / Д. Кьюкор; «В уединенном месте», 1950
/ Н. Рей. Изредка стилистика «черного фильма» проникала и в другие
жанры, как в вестерне «Преследуемый», 1947 / Р. Уолш.
4. Режиссеры:
ü Уайлдер (Wilder)
Билли
(р.
1906), американский режиссер, продюсер, сценарист. Настоящие имя и
фамилия – Самуэль Вильдер.
Сын владельца
венского отеля, изучал право в университете, но через год после зачисления стал
репортером желтой прессы. Работал в венских и берлинских популярных журналах,
выступал в качестве сценариста. В 1929–1933 гг. по сценариям Уайлдера
поставлено несколько известных немецких фильмов (в том числе «Эмиль и
детективы»).
После прихода к власти нацистов переехал в
Париж, а в 1934 г. в США, где перебивался случайными заказами до встречи со
сценаристом Ч. Бреккетом. Содружество Бреккет – Уайлдер
специализировалось на легких комедиях в духе Любича («Восьмая жена Синей
Бороды», 1938; «Полночь» и «Ниночка», 1939; «С огоньком!», 1942).
В 1942 г. партнеры поделили «роли»:
сценарии писали вместе, продюсером стал Бреккет, режиссером – Уайлдер.
Вслед за режиссерским дебютом («Майор и малютка»,1942) Уайлдер
добивается известности детективом «Пять гробниц по пути в Каир» (1943),
психологическим триллером «Двойная страховка» (1944) и захватывающе-мрачным этюдом
о журналисте-алкоголике «Потерянный уик-энд» (1945, премия «Оскар» и премия МКФ
в Каннах). В этих картинах раскрывается талант Уайлдера – сценариста и
режиссера, мастера захватывающей интриги, живой и необычной атмосферы действия,
оригинальной и живописной изобразительной стилистики. Отличная работа с
актерами и афористичный, отточенный диалог обеспечивали фильмам Уайлдера
неизменный успех, но пристрастие режиссера к остроумно-изящным сюжетам в духе Любича
и к эффектным ситуациям, трактуемым не без цинизма и на грани вульгарности в
известной степени ограничило диапазон художника, способного на создание таких
шедевров, как «Бульвар Сансет» (1950, премия «Оскар» за лучший киносценарий)
– полный терпкой иронии рассказ о Голливуде «с черного хода» и о цене, которую
приходится платить за порой мимолетную славу его знаменитостям.
Предыдущая Следующая