Предыдущая Следующая
Анализ граней «несчастного сознания» (в
терминологии С. Кьеркегора, одного из духовных учителей режиссера),
предпринимаемый в фильме о теряющем рассудок художнике («Час волка», 1965),
ленте-антиутопии о неостановимой деградации одинокой личности под натиском
антигуманной среды «Стыд» (1967), картинах о безболезненном сломе устоев буржуазного
брака и семьи, таких как «Страсть» (1968), «Прикосновение» (1970), «Шепоты и
крики» (1971), практически не знает себе равных в опыте современного
киноискусства.
70-е гг. отмечены в творчестве Бергмана
усилением социально-критических и политико-разоблачительных мотивов. Живой
общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении «Сцен из
супружеской жизни» (1972) и их своеобразного продолжения – фильма «Лицом к
лицу» (1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного миропорядка емко
выразилось в галлюцинативной, с черточками научно-фантастического «прогноза»,
картине о психосоциальных истоках фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976).
На грани 80-х гг. в манере режиссера берут
верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей. По
Бергману, важнейшее средоточие этих ценностей (и первооснова существования)
– семья. Именно в рамках семьи развертывается напряженный внутренний конфликт
позднейшего из психологических шедевров Бергмана – «Осенней сонаты»
(1977) и масштабной эпической саги «Фанни и Александр» (1982), явившейся
самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства.
После триумфа фильма «Фанни и Александр» он
перестал снимать кино и посвятил себя эпизодическим телевизионным работам и театральным
спектаклям. В 2003 г. в Швеции был показан телефильм Ингмара Бергмана «Сарабанда».
Для 85-летнего режиссера «Сарабанда» явилась выходом из затворничества. Ради
съемок Бергман покинул свой дом на Фарерских островах, в 160 км от
Стокгольма, где проводил все свое время. «Сарабанда» – последний шедевр
мастера. Он в полной мере может считаться классикой мирового кинематографа. «Сарабанда»
– семейная драма (сюжет, так привлекающий Бергмана). Фильм можно считать
продолжением картины «Сцены из супружеской жизни». В фильме снялись любимые
актеры режиссера: Лив Ульманн и Эрланд Йозефсон. Они же были заняты
в предыдущей картине, а в «Сарабанде» их образы, по задумке Бергмана,
были переосмыслены заново.
Предыдущая Следующая