Предыдущая Следующая
Раннее кинотворчество Бергмана
проходит под знаком типичной для представителей шведского литературного
авангарда 40-х гг. (так называемых «фюртиоталистов») бескомпромиссной критики
социальной несправедливости, ханжества и лицемерия буржуазной морали и процветавшего
на его родине культурно-политического изоляционизма. Однако уже в первых лентах
режиссера стремление к углубленному психологическому анализу сочетается с
постановкой философских вопросов о природе бытия и месте человека в нем.
С новой остротой Бергман выдвигает
эти вопросы, рассматривая их на пространстве истории и мифа, в снискавших ему
общенациональную и международную славу новаторских лентах 50-х гг.: пронизанном
горьким социально-критическим пафосом, приводящем на память Ф. Достоевского
«Вечере шутов» (1953), восходящей к истокам средневекового народного
театра «Седьмой печати» (1956, премия МКФ в Каннах), погружающем в
легендарное прошлое «Источнике» (1959) и в балансирующем на грани
реального и фантастического «Лицее» (1958, премия МКФ в Венеции, 1959).
Вершиной бергмановского этико-художнического максимализма становится в этот
период отмеченная виртуозностью образно-выразительного решения мучительная
драма переоценки жизненных ценностей, происходящая на исходе человеческого пути
«Земляничная поляна» (1957).
Поиск истоков одиночества,
некоммуникабельности, генезис отчуждения – в центре внимания Бергмана в
этапных фильмах 60-х гг., сложившихся в тематическую трилогию о «молчании
Бога»: «Как в зеркале» (1960, премия «Оскар»), «Причастие» (1962), «Молчание»
(1963). Напоминая по форме «камерные пьесы» А. Стриндберга (небольшое
число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства), они, как и снятая
двумя годами позже сложнейшая по замыслу и исполнению философская драма
«Персона» (1965), весомо свидетельствовали, что с Бергманом в мировое
кино приходит принципиально новое, экзистенциальное, связанное с тончайшими
нюансами внутренней жизни людей измерение.
Предыдущая Следующая