Предыдущая Следующая
Направленность творчества в создании
исторических произведений была подтверждена экранизацией романа Гавино Ледды
«Отец-хозяин» (1977), антифашистской драмой «Ночь святого Лоренцо»
(1981) и сицилийским эпосом «Хаос» (1984) по избранным новеллам Луиджи
Пиранделло. Фильмы эти вылились в своеобразную трилогию, в которой
доминировало чувство любви авторов к своей родине, ее истории и культуре. Их
ленты «Поляна» (1979) и, в большей степени «Доброе утро, Вавилон»
(1986), проникнуты столь же обостренным чувством любви к кинематографу в его
историческом развитии. Фильмы режиссеров 1990-х гг. – «И свет во тьме светит»
(1990), по мотивам «Отца Сергия» Л. Толстого, «Флореаль» (1992),
«Избирательное сродство» (1995, по роману И.-В. Гете), стали триптихом
национальной культурно-исторической традиции. В 2000 г. режиссеры приступили к
съемкам экранизации романа Л. Н. Толстого «Воскресение». На Московском
кинофестивале 2002 г. этот фильм завоевал приз «Золотой Георгий».
3 .Франция
ü Кокто Жан (1889–1963),
французский поэт, драматург, прозаик, сценарист, кинорежиссер, актер, график.
Один из виднейших представителей авангарда
в европейском искусстве ХХ века. Образование получил в лицее Кондорсе. В 1995
г. был принят в члены Французской академии. Свой путь в искусстве начал как
поэт-экспериментатор. В 1910-е гг. выступал как соратник и популяризатор С.
П. Дягилева и русского балета в Париже, в 1920-е прошел искус кубофутуризмом
и дадаизмом в живописи и литературе, затем ненадолго солидаризовался с
сюрреалистами. Движимый, в духе времени, страстным интересом к кинематографу, в
1930 г. (одновременно с постановкой Л. Бунюэлем сюрреалистического
шедевра «Золотой век») снял свой первый, отмеченный намеренной алогичностью
повествования фильм «Кровь поэта», в котором просматривались смутные
контуры античного мифа об Орфее.
В дальнейшем тема искусства и участи художника
в прозаичном и корыстном мире становится центральной в творчестве Ж. Кокто,
обретая роковую, в позднеромантическом духе предопределенность в фильмах «Орфей»
(1949) и «Завещание Орфея» (1959), снятых по собственным сценариям (в
последнем он выступил сам в будничном облике пожилого поэта). Наибольший успех
снискала вторая часть кинотрилогии, представлявшая собой перенесенную в
условную современность экзистенциальную, в духе «Мух» Ж.-П. Сартра и
«Мифа о Сизифе» А. Камю, притчу о несовместимости высокой духовности
с регламентированным буржуазным бытом. Мрачная экспрессивность картин посещаемого
героем (Орфея, как и большинство главных героев Кокто, играл Ж.
Маре) в сопровождении таинственной Принцессы-Смерти (М. Казарес)
ада, где безликие судьи с унылой механичностью выносят своим жертвам приговоры
без права апелляции, живо напоминала о недавних ужасах фашистской оккупации.
Предыдущая Следующая