Предыдущая Следующая
В начале 1940-х гг. Рифеншталь
уехала в Испанию снимать свой второй художественный фильм «Долина» по
пьесе каталонского драматурга Анжело Гимера и опере Эжена д'Альбера.
Над этим фильмом она работала до самого конца войны, переезжала из Испании в
Австрию и Прагу, стараясь как можно меньше времени проводить в Германии. В
сущности, это была «внутренняя эмиграция» Рифеншталь. Снимая романтическую
историю в далекой от войны Испании, она пыталась уйти от ужасающей
действительности. «Долину» Лени снимала на черно-белой пленке, считая ее более
выразительной, чем цветная. В центре сюжета история женщины, поверившей лжегерою.
Рифеншталь, которая в сорок лет по-прежнему была красива и замечательно
танцевала, сама играла главную роль цыганки Марты.
В 1945 г., после поражения Германии, Рифеншталь
была арестована оккупационными властями по обвинению в пособничестве нацистам.
Три года она провела в лагерях для интернированных, ее немалое состояние было
конфисковано. Состоявшийся в 1948 г. суд учел, что Рифеншталь никогда не
была членом фашистской партии, снял с нее обвинение в пропаганде и поддержке
фашистского режима, но признал «попутчиком» нацистов. Клеймо фашистского
режиссера осталось на Рифеншталь навсегда.
С 1956 г. Рифеншталь стала часто
бывать в Африке. Она снимала в Кении и Уганде документальный фильм «Черный
груз» о работорговле, много внимания уделяла фотографии. Новым увлечением Рифеншталь
стали нубийские племена масаки и као, жившие в полупервобытных условиях.
В далеких от цивилизации африканских дикарях режиссер увидела красоту свободного
человека, живущего в гармонии с природой. Особенно импонировало Лени
восторженное отношение нубийцев к красивому человеческому телу. Восемь месяцев
она прожила одна среди масаки.
В 1973 г. вышел ее двухсотстраничный
фотоальбом «Нубийцы. Люди словно с другой звезды», а в 1976 г. – альбом
«Нубийцы као», которые имели шумный успех и вновь вызвали обвинения
Рифеншталь в фашизме. Критики доказывали, что негритянские фотографии Рифеншталь
несут в себе фашистскую тоталитарную идеологию, потому что пропагандируют здоровую
плоть без изъянов. Мир Рифеншталь не отражал болезней, уродства,
старости. В критике даже проводилась параллель между черными телами негров и
черной эсэсовской формой. В результате ее фильмы об Африке так и не вышли на
экран.
Предыдущая Следующая