Предыдущая Следующая
Для постановки триллера «Шпионы» (1928) Ланг
создал собственную компанию, и вновь добился успеха в своем излюбленном жанре.
Первый звуковой фильм режиссера – «М» (1931) – затронул новую для кино
тему. Это был психологический триллер о маньяке, убивающем детей. Преступный
мир объединяется для его поимки и устраивает над ним импровизированный суд,
сцена которого превращается одновременно в ошеломляющей глубины анализ
патологической психики и в тревожную аллегорию общества, стоящего на грани
массового психоза – фашизма. В фильме «Завещание доктора Мабузе» (1933) Ланг
вложил фашистские лозунги в уста негодяев. Картина была запрещена Геббельсом;
вызвав режиссера к себе, чтобы сообщить ему о запрете, рейхсминистр пропаганды
одновременно предложил ему от имени самого фюрера руководство немецкой киноиндустрией.
В тот же вечер Ланг, мать которого была еврейкой, уехал во Францию,
оставив позади все свое имущество, сбережения и жену, сценаристку Теа фон
Харбу, вступившую вскоре в нацистскую партию.
Сняв один фильм во Франции, Ланг
переехал в США. Лишь в 1936 г. ему удалось снять первый американский фильм, «Ярость»,
драму о психологии толпы и о том, как насилие неизбежно порождает новое насилие.
Критики моментально признали фильм шедевром, но это не облегчило положение Ланга
в Голливуде. Он постепенно перешел на коммерческие проекты, но и в них
по-прежнему обращался к своим традиционным темам. Он доказал свою режиссерскую
разносторонность несколькими блестящими вестернами («Возвращение Фрэнка
Джеймса», 1940; «Ранчо ''Дурная слава''», 1952 и др.), но предпочитал жанр триллера:
«Охота на человека» (1941), «Ведомство страха» (1944, по Грэму Грину) и др.
Одной из его лучших картин стал ироничный триллер «Женщина в окне» (1944).
Картина «Большая жара» (1953) была этапной в переходе кино к более
реалистичному изображению насилия на экране.
Однако с течением времени Лангу
становилось все труднее бороться с произволом продюсеров, и в 1956 г. он решил
не работать больше в Голливуде. Поездка в Индию, где он намеревался снять романтический
костюмный фильм, оказалась неудачной. Он сделал в Германии две приключенческие
ленты по сценариям, написанным еще в 1921 г., и в 1960 г. поставил свою
последнюю картину «Тысяча глаз доктора Мабузе», еще раз вернувшись к своему
самому знаменитому персонажу. В 1963 г. он сыграл самого себя в фильме Жан-Люка
Годара «Презрение».
Предыдущая Следующая