Предыдущая Следующая
Уже третья режиссерская лента Ланга
– «Пауки» (первая часть – 1919, вторая – 1920), приключенческий триллер о
преступной организации, стремящейся к мировому господству, – принесла режиссеру
шумный коммерческий успех. Продюсеры потребовали от него немедленно приступить
к съемкам второй части, из-за чего ему пришлось отказаться от другого задуманного
проекта, фильма «Кабинет доктора Калигари», снятого в итоге Робертом
Вине. Ланг внес некоторый вклад в разработку сценария, в частности,
придумав обрамляющие эпизоды, превращающие основную, экспрессионистскую часть
фильма в историю, рассказанную сумасшедшим.
Картина «Усталая смерть» (1921),
одна из лучших ранних работ Ланга, получила высокую оценку критиков и
окончательно выдвинула его в число ведущих немецких режиссеров. Темой ленты
была неумолимость рока и обреченность всех человеческих усилий. Позднее Ланг
сказал, что все его фильмы были посвящены борьбе человека с судьбой. Следующий
фильм – «Доктор Мабузе, игрок» (две части, 1922) – вновь рассказывал о
преступлениях маньяка, стремящегося к власти над миром. Эта тема была популярна
в немецком кино того времени, но никто не решал ее в таких ярких образах, как Ланг,
с такой визуальной и стилистической свободой, динамизмом и юмором. Кроме того,
его завораживала криминальная и патологическая психология, и он
продолжал развивать эту тему на протяжении всей жизни, снова и снова обращаясь
к жанру триллера и раздвигая его рамки в соответствии со своим пессимистическим
и фаталистским мировоззрением.
Эпический фильм «Нибелунги» (1924)
вновь состоял из двух частей – «Зигфрид» и «Месть Кримгильды» – и был основан
на средневековой легенде, ставшей частью официальной арийской мифологии
нацизма. Чуждый арийской идее, Ланг вновь развивал здесь тему неотвратимой
судьбы, препятствующей человеческим начинаниям. В тот же год во время поездки в
Америку, под впечатлением нью-йоркских небоскребов, он задумал свою следующую
ленту, «Метрополис» (1926). Ее постановка чуть не разорила студию «УФА»;
это был на тот момент самый дорогой фильм в истории немецкого кино.
Колоссального размаха антиутопия о строго регламентированной жизни в
индустриальном обществе будущего, управляемом роботами, не стала лучшей
картиной Ланга. Фильм часто увязает в абсурде и претенциозности, однако
мастерство его художественного дизайна и стиля остается бесспорным.
Предыдущая Следующая