Предыдущая Следующая
ü
Выдающиеся
актеры:
Габен (Gabin) Жан (1904–1976),
французский актер.
Начав трудовую жизнь в 14 лет, через пять
лет уже выступал на сцене «Фоли-Бержер», затем в других мюзик-холлах и ревю, а
в 1930 г. дебютировал в кино – в музыкальной комедии «Каждому может повезти». Известность
Габену принесла роль простого и мужественного героя в фильме Ж.
Дювивье «Мари Шапделен» (1934). В последующих лентах Дювивье актер
развивает тип романтического героя, обреченного судьбой на неудачи, но
сохраняющего благородство, достоинство и непокорный дух в фильмах «Знамя»
(1935) и «Пепе ле Моко» (1937). А в картине «Славная компания» (1936) персонаж Габена
становится более заземленным, его «плебейский» демократизм отражает дух
перемен, связанных с Народным фронтом.
Наиболее полно талант актера раскрывается в
фильмах Ж. Ренуара: «На дне» (по мотивам пьесы М. Горького,
1936); «Великая иллюзия» (1937); «Человек-зверь» (по Э. Золя,
1938). Воплощая жизнелюбие, здравый смысл и нравственную силу низов, персонажи
ренуаровских фильмов раскрываются с глубиной и мощью, не известной до того
кинематографу Запада. Однако в «Человеке-звере» герой Габена оказывается
затравленной жертвой обстоятельств, за которыми просматривается уродство
социальной системы. Исполнение двух ролей в лентах М. Карне «Набережная
туманов» (1938) и «День начинается» (1939) завершает эволюцию персонажей
актера и становление габеновского «мифа». Тихий пафос безнадежного
противостояния миру зла делает габеновского аутсайдера поистине величественной,
несмотря на трагизм, фигурой, а ненавязчивая, внешне незаметная манера исполнения
позволяет актеру передавать все психологические нюансы и эмоциональную динамику
роли.
В годы войны Габен снимается лишь в
двух голливудских незначительных фильмах и возвращается на родину. Обращение к
«прежнему» Габену приносит успех драме Р. Клемана «По ту сторону
решетки»/«У стен Малапаги» (1949), но понемногу актер переходит на возрастные
роли. Его новые персонажи – по-прежнему сильные духом, человечные и готовые
к борьбе с несправедливостью – чаще всего уже завоевали свое место под солнцем
и защищают «устои» (фильм «Сильные мира сего» (1958)). Хотя Габен
позволяет себе сниматься и в мелодрамах («Случай доктора Лорана» (1957)), и в
экранизациях классики («Отверженные» (1958)), и – особенно успешно – в криминальных
картинах: «Мелодия из подвала» (1963); «Сицилийский клан» (1969); «Двое в
городе» (1973). «Поздний» Габен сыграл в великом множестве разнообразных
фильмов, но его имидж будет всегда связан с простыми и великодушными парнями из
предвоенных лент.
Предыдущая Следующая