Предыдущая Следующая
– Карне (Carné) Марсель (1909–1996),
французский режиссер.
Родился в семье краснодеревщика, работал
страховым агентом. В 1928 г. – ассистент оператора Ж. Периналя на
съемках фильма «Новые господа» Ж. Фейдера. Через год – ассистент
режиссера Р. Клера в фильме «Под крышами Парижа». В 1929 г. вместе с М.
Санвуазеном создал любительский документальный фильм «Ножан – воскресное Эльдорадо».
Лучшие работы Карне появляются в
конце 30-х – начале 40-х гг., в период его сотрудничества с поэтом-сюрреалистом
и кинодраматургом Жаком Превером. Начиная с 1938 г., направление,
представленное фильмами Карне – Превера и названное последним «поэтическим
реализмом», доминирует в кино Франции.
Поэтический реализм выражает характерное
для предвоенных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бессилие
личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и
женщины, соединенных на короткий миг случаем и тут же разделенных роком,
пытается противостоять всеобщему падению и деградации, которую олицетворяют
демонические персонажи. Нежность, психологизм, образность, с какими
показывается эта любовь, сообщают удивительную достоверность условным сюжетам и
персонажам лент «Набережная туманов» (1938), «Северный отель» (1938) и
«День начинается» (1939).
Символом пробуждения человеческого духа,
метафорическим вызовом злу становится поставленный в годы оккупации
фильм-легенда «Вечерние посетители» (1942). А законченная накануне освобождения
картина «Дети райка» (1944), при всей философской глубине и горечи
размышлений о судьбе художника, чьи великие победы в искусстве оплачены трагедиями
в его реальной жизни, звучит апофеозом человеческому таланту и красоте души. В
главных ролях: Л. Барро, М. Казарес, Орлетти.
После прокатной неудачи фильма «Врата ночи»
(1946) Карне и Превер расстаются. Разногласия с продюсерами
оборачиваются простоем или необходимостью браться за случайные темы и слабые
сценарии. Тем не менее, в 50-е гг. в активе Карне – новаторский по драматургии
фильм «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (1951), мастерская экранизация романа Э.
Золя «Тереза Ракен» (1953), которая возвращает к центральному для режиссера
конфликту между личностью и мещанским обществом, не способным понять
индивидуальность. Режиссер пытался посмотреть беспристрастно на молодежь,
отвергающую мир отцов и всякую мораль вообще («Обманщики» (1958)). Не принятый
поколением «новой волны», Карне стремится найти иные темы и заговорить
на новом языке, но терпит неудачу.
Предыдущая Следующая