Предыдущая Следующая
При выборе оптимальной
реверберации для зрительного зала звукового кинотеатра нельзя, конечно,
ориентироваться на преобладание какого-либо определенного вида звучания — речи
или музыки; звуковые кинофильмы включают в себя как речевые, так и музыкальные
записи. Поэтому приходится выбирать решение в известном смысле компромиссное:
реверберация в звуковом кинотеатре должна быть такова, чтобы при полной
разборчивости речн музыка звучала все же достаточно хорошо*.
Небезынтересно отметить, что если
сравнить оптимум реверберации для зрительного зала- кинотеатра с оптимальной
!ревербе- 'рацией в копцертном зале равного объема, то окажется, что последняя
лежит процентов на 20 выше. Понижение оптимума реверберации в звуковых
кииотеатрах связано с различиыми причинами. Во-первых, из-за достаточной
мощности громкоговорящих устройств звук воспроизводится в кшотеатре иа уровие,
~который лежит примерно на 10 дб 'выше уровня, естественного для данного
звучаиия; благодаря этому отзвук начинается с более вы
* B современной технике звукового
кино этот компромисс до известной степени обезвреживается выбором специального
режима записи речи (применение речевых фильтров, срезающих нижние частоты).
сокого уровня и длится
соответственно дольше. Уменьшение времени реверберации сокращает длнтельность
отзвука, доводя ее до привычной нормы. Во-вторых, звук записывается в студии,
обладающей известной реверберацией; таким образом воспроизведение записи в
кинотеатре уже сопровождается, независимо от pe-
Рис. 53. График оптимальной
реверберации для звуковых кинотеатров
верберации в зрительном зале,
процессами отзвука, записанными на кинопленке и складывающимися с реверберацией
зала.
Вопрос о выборе величины оптимума
реверберации для тех или иных частот решается опытным путем^-сравнеяием
качества звучания при различных характеристиках реверберации. Опыт многолетней
эксилоатацин звуковых кинотеатров позволяет сделать в этом отношении вполне
определенные рекомендации, которые мы воспроизводим в виде графика оптимальной
реверберации (рис. 53). Ha
этом графике показана для различных частот величина оптимальной реверберации в
звуковых кинотеатрах того яли иногообъема. Bce изображенные на графике кривые
поднимаются в сторону возрастающих объемов. Это эначйт, что чем больше
Предыдущая Следующая