А. АЛОВ
В. НАУМОВ М. ШАТРОВ
ТЕГЕРАН-43
КАК
ЗАДУМЫВАЛСЯ «ТЕГЕРАН-43»
Идея снять фильм о
современном политическом терроризме давно посещала нас. Но решение пришло
внезапно. Однажды мы с Аловым сидели в гостях у одного нашего знакомого
художника. Был вечер, у всех было прекрасное настроение. Хозяин дома показывал
нам замечательные альбомы Веласкеса, Брейгеля, Джотто, которые он только что
приобрел. Работал телевизор, однако звук мы приглушили, чтобы он не мешал нашей
беседе. Алов сидел лицом к телевизору, я — спиной. Внезапно он схватил меня за
руку и сказал: «Смотри». Я обернулся и увидел на экране смертельно раненного
человека. Его несли на носилках вдоль какой-то стены. Голова его была
запрокинута, взгляд скользнул в объектив, и наши глаза встретились. Это длилось
всего лишь секунду. И в то же мгновение я услышал голос Алова: «Мне кажется, он
смотрит на нас!»
Я протянул руку,
чтобы включить звук, но было уже поздно, кадр сменился, и мы так никогда и не
узнали, где, кем и за что был убит этот человек...
Когда возникло
предложение снять фильм о покушении на Сталина, Черчилля и Рузвельта в
Тегеране в 1943 году, мы сразу решили, что этот фильм не должен быть чисто
документальным. Для нас главным была та связь, которая существовала между этим
давно ушедшим в прошлое покушением и сегодняшней практикой политических
убийств. Ведь именно идеология фашизма с ее фанатизмом, презрением к
человеческой личности, с ее изначальной безнравственностью и цинизмом является
самой благодатной средой для вызревания современного политического терроризма.
Для многих было
неожиданностью наше решение поставить фильм «Тегеран-43», по жанру политический
детектив. Мы понимали, в чем причина такого восприятия нашего замысла. Заявку
на сценарий «Тегеран-43» мы подали, когда на экранах страны широко
демонстрировалась картина «Легенда о Тиле», которую критика характеризовала как
«поэтическую», «философскую», «притчеобразную».
Вообще со времен дебюта в 1954 году фильмом «Тревожная
молодость» мы постоянно слышали вокруг своих работ слова «свет лый романтизм»,
«поэтическое кино», «традиции Савченко». Затем, после фильма «Павел Корчагин»,
— «экспрессивное кино», «мрачный реализм», а кое-кто упрекал нас и в
натурализме. После «Мира входящему» добавились новые определения:
«метафоричность», «символика». Когда же мы снимали «Скверный анекдот» по
Достоевскому и «Бег» по Булгакову, то слышали в свой адрес такие эпитеты, как
«гротесковый фильм», «эпическая экспрессия» и даже «мифологическое
творчество».
Главная Следующая