Предыдущая Следующая
Вот какими словами описан эпизод
в сценарии:
«Каппелевцы, как на плацу, не
обращают внимания на выстрелы, мерно отсчитывают шаг под дробь барабанов.
Рота за ротой появляются они
из-за холмов, развертываются. И все тем же учебным шагом движутся вперед . . .
Кадр из фильма «Чапаев»
Резко выделяется развернутое знамя.
Перед одной из рот, с сигарой в
зубах, знакомый уже нам поручик».
При съемке начальных кадров этого
эпизода оператор стремится передать ощущение, которое охватило одного из
красноармейцев, а именно: «красиво идут».
Дальше в сценарии записано:
«Кажется, что эти несокрушимые колонны все растут... растут... и вот-вот смоют
и захлестнут красную цепь».
И оператор так строит композицию
кадра, чтобы создать у зрителя ощущение нарастающих колонн, которые могут
«смыть и захлестнуть».
В следующих кадрах оператору
важно было выразить то ощущение, которое проявилось в плачущем и надрывном
крике красноармейца: «Пропали, ребята! Каюк нам!»
Авторы фильма стремились включить
зрителей в действие фильма, превратить их из наблюдателей картины в участников
драмы, сопереживающих персонажам фильма. Отсюда замысел композиции кадров
складывался из драматургического содержания и того впечатления, которое это
содержание должно было произвести на зрителя.
Когда мы говорим о композиции
кадра, то подразумеваем организацию всего зрительного материала, в том числе
его кинетических элементов, таких, как форма и темп движения — неотделимых и
существеннейших частей кинокадра как кинетической картины. Известно, что от
направления движения объекта в кадре, например, «на аппарат» зависит сила
зрительного впечатления. Идущие прямо на аппарат (на зрителя) фигуры
каппелевцев производят совершенно иное впечатление, чем если бы они двигались
мимо аппарата, создавая ощущение угрозы как бы самому зрителю.
Таким образом, зрелищная сила
эпизода психической атаки была достигнута тем, что постановщики учли ощущения
зрителя, вызываемые средствами кинематографического изображения.
Предыдущая Следующая