Предыдущая Следующая
Кинематограф обладает
исключительным свойством — способностью неназойливо «включать» зрителя в
развертывающиеся на экране события, заставить сопереживать героям, видеть и
чувствовать так, как видят и чувствуют персонажи фильма.
Зритель, увлеченный судьбой Ромео
и Джульетты, может воспринимать Джульетту на балконе «глазами Ромео». И задача
оператора при построении композиции этой сцены — оптически выразить точку
зрения Ромео, чтобы зритель ошутил его настроение. Этот кадр должен быть не
просто технически совершенной фотографией «балкона в нижнем ракурсе», а как бы
зрительным выражением чувств Ромео.
Одно из непременных условий при
построении кинокадра — требование, чтобы композиция кадра удовлетворяла
психофизиологическим требованиям восприятия.
Точка зрения камеры — это как бы
точка зрения зрителя.
Совмещение точки зрения камеры и
зрителя создает в отдельных случаях так называемый «эффект присутствия», когда
зритель из стороннего равнодушного наблюдателя как бы превращается в
заинтересованного участника кинематографического действия, когда переживания и
настроения героев становятся как бы его собственными.
Создание этого «эффекта
присутствия» обусловливается, прежде всего, мастерством драматурга, режиссера,
актеров. Но многое зависит и от оператора. Благодаря своей искусной работе
оператор может выключить все посторонние ощущения зрителя и ввести его в жизнь
героев фильма не только психологически, но и оптически, полностью
сконцентрировать его внимание на событиях, происходящих на экране.
В этом плане интересно разобрать
изобразительно-монтажное и композиционное построение эпизода «психическая
атака» в фильме «Чапаев».
Основная задача режиссеров С. и
Г. Васильевых и операторов А. Сигаева и А. Ксенофонтова состояла в том, чтобы
впечатление психического «давления» размеренного движения идущих в наступление
отрядов каппелевцев, которое должно было запугать красноармейцев и заставить их
бежать с поля боя, передалось бы и зрителю, смотрящему фильм.
Предыдущая Следующая