Предыдущая Следующая
Опыт показывает, что для
успешного создания фильма важно как творческое, так и производственное
мастерство оператора. Производственная квалификация оператора имеет весьма
важное значение для организации и экономики производства фильма, так как от его
активности на съемочной площадке во многом зависит темп работы всей съемочной
группы. Оператор во многом подкрепляет и дополняет режиссера в работе над
постановкой и съемкой фильма.
Оператор должен отлично знать
творческие и производственные особенности процесса создания фильма.
Кинооператор обязан хорошо
разбираться в художественных возможностях и технических качествах съемочных
аппаратов, осветительных приборов, видов пленки и т. д.; уметь вести съемку в
павильоне и на натуре, управлять всей киносъемочной техникой: съемочными
аппаратами, ветродуями, пиротехникой, кранами, тележками и т. д.; руководить
работой механиков, светотехников.
Наконец, оператор должен владеть
художественными средствами своего искусства, быть настоящим художником,
мастером своего дела.
Практика кинопроизводства
показывает, что если в работе над фильмом средства киносъемки и
киноизобразительные средства операторского искусства используются не творчески,
то это обедняет фильм, лишает его образы выразительности на экране.
В арсенале
изобразительно-выразительных средств киноискусства важное место занимают
специфические киноизобразительные средства. Этими киноизобразительными
средствами являются свет, тон, колорит, киноперспектива, кинетика, ракурс,
кинопанорама, киноосвещение и композиция кадра и т. д.
Кино, как синтетический вид
искусства, использует изобразительно-выразительные средства других искусств,
как, например, колорит и композицию, но на новой основе и в новом качестве
сравнительно, например, с живописью или графикой.
Киноизобразительные операторские
средства не могут быть отделены от других изобразительно-выразительных средств
киноискусства, так же как и творчество оператора не может существовать в отрыве
от творчества других участников художественного процесса создания фильма. И,
однако, работа оператора обладает целым рядом специфических художественных
особенностей, которые позволяют рассматривать операторское творчество как новый
вид изобразительного искусства — к и н о и з о б р а з и т е л ь н о е и с к у
с с т в о .
Предыдущая Следующая