Предыдущая Следующая
В кинопортретах этих мастеров
ощущается умение выявить операторскими средствами основное, важнейшее в
актерском исполнении роли. Разумеется, это требует виртуозного владения
техникой, искусного применения различных приемов.
И. Е. Репин так оценивает один из
неудачных живописных портретов: «...белесоватое с синевой, плоско и жидко
написанное, трепанными штрихами».
Плохо снятый кинопортрет — это
всегда и плохо освещенный портрет. «Белесоватое с синевой» часто заменяется
«коричневато-кирпичным» или «мертвенно-синим». «Жидко написанное» вызывается
недодержкой, недостаточностью освещения, «трепаный штрих» — недостаточной
резкостью рисунка или недостаточной пластичностью освещения. Белесые рефлексы,
потеря фактуры в результате слишком пересвеченных бликов — все это является
признаком изобразительной неудачи оператора.
Техника работы над портретом
требует от оператора выполнения большого круга работ, начиная от анализа
пластической формы и цвета лица актера и кончая сложной работой над гримом и
освещением. Освещением в конечном счете решается характер изображения
пластической формы и цвета лица. К этому следует добавить, что от оператора
требуется такая техника выполнения портрета (крупного плана), которая
обеспечивала бы постоянство изобразительного результата во всех монтажных
кадрах фильма, а не только в отдельных кадрах.
Главная задача оператора при
создании кинопортрета — это показ пластики лица в движении, мимики и выразительности
глаз, чтобы донести до зрителя жизнь актера в образе, его душевное состояние,
его настроение. При съемке кинопортрета немаловажное значение имеет качество и
цвет грима, качество негативного материала, и то, что привнесет в отснятое
изображение копировальный процесс. Однако расчет на дальнейшую доработку
изображения при помощи цветовой настройки в копировальном процессе отнюдь не
исключает необходимости подлинно творческого отношения оператора к созданию
полноценного негатива. В копировальном процессе можно лишь кое-что добавить,
чтобы получить колористическую гармонию всех монтажных кадров эпизода, но не
исправить цвет объекта.
Предыдущая Следующая