Предыдущая Следующая
Г л а в а V
РАБОТА НАД АКТЕРСКИМ ЭПИЗОДОМ
ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ
Образы-характеры, созданные
драматургом в сценарии, воплощаются в образы роли в киноискусстве иными
изобразительно-выразительными средствами, чем, например, в театральном
спектакле.
Непосредственным воплотителем
образа человека в фильме, так же как и в спектакле, является актер —
исполнитель роли. Средствами выражения кинообраза, как и в театре, служит живая
речь со всеми ее интонационными возможностями, а также жест, мимика, движение,
средства грима и костюма и т. д.
Но актер в фильме играет перед
кинокамерой и выступает перед зрителем через изображение на экране. Игровые
эпизоды в кино расчленяются на отдельные моменты — сцены, которые ставятся,
исполняются и снимаются отдельными кинокадрами. В монтаже фильма актерские
кадры могут быть сопоставлены не только с кадрами, изображающими действие
других актеров, но и с любым изобразительным материалом, в частности с
явлениями и событиями, в которых актер физически не участвовал, но в сочетании
с которыми игра актера приобретает определенный сюжетный смысл и дополнительную
выразительность.
Так, например, в одном из
эпизодов фильма «Адмирал Нахимов» артист А. Дикий — исполнитель заглавной роли
— удивительно достоверно и взволнованно передал переживания мужественного адмирала,
с горечью наблюдавшего за потоплением своей эскадры в Севастопольской бухте. Не
возникало и сомнения в единстве места и времени действия кадров эпизода. Однако
на самом деле этот эпизод был снят монтажно: тонущие корабли (макеты) — в
бассейне в Одессе, а актерская сцена — в декорациях в Москве.
Напомним также исполнение роли
Вероники в фильме «Летят журавли» актрисой Т. Самойловой. Выразительность
взглядов и мимики артистки на крупных планах были усилены ракурсом и эффектным
освещением. Съемка с движения, монтажный способ решения сцен в значительной
степени усилили убедительность передачи актрисой внутреннего состоя
Предыдущая Следующая