Предыдущая Следующая
Работа Л. Косматова в «Летчиках»
отличается чистотой выполнения съемочных приемов и освещения.
Достаточно вспомнить хотя бы
сцену прощания Гали (артистка Е. Мельникова) с Рогачевым (артист Б. Щукин).
Подняв руку в прощальном приветствии, Галя смотрит, как в воздушной дымке тает
самолет, на котором улетает Рогачев...
В кадре на фоне — сочный густой
тон неба с облаками, на первом плане — силуэт самолета и как бы в луче света
Галя. Тон и композиция выделяют актера оптически, сосредоточивая на нем
внимание. Определенное тональное решение было достигнуто использованием
панхроматической пленки, зеленого фильтра для сочной глубокой проработки тонов
и выбором света, пластически рисующего фигуры в пространстве.
Большой интерес по замыслу и его
осуществлению представляет эпизод, в котором Беляев (артист И. Коваль-Самбор-
ский) бежит через аэродром к телефону, чтобы сообщить Рогачеву радостную весть
о благополучно прошедшем испытании его самолета. Своеобразно композиционное
решение кадра: Беляев бежит на первом плане, а на втором, разворачиваясь в
глубину кадра, возникают все новые и новые шеренги самолетов, как бы
символизируя воздушную мощь страны.
В этом кадре оператор добился
большой технической чистоты съемки движущейся камерой. Для съемок была
сконструирована тележка, движущаяся по деревянным рельсам, и применена
короткофокусная оптика. При солнечном освещении с помощью фильтра оператор
достиг тональной прозрачности и глубины пространства в кадре.
В эпизоде создавалось ощущение
большой пространственной протяженности аэродрома, по которому бежит Беляев. Это
ощущение оператор вызвал при помощи несложного приема. Пробег показан на 31 м
пленки в 5 кадрах, причем каждый кадр заканчивался на темном перекрытии, стыки
выполнены тщательно и аккуратно, переходы с одного кадра в другой незаметны.
Выразительность и
содержательность эпизода пробега Беляева по аэродрому достигнута чисто
операторскими средствами. Это пример операторского решения, в котором удачно
использован киноизобразительный прием для доходчивого и эффектного выражения
действия.
Предыдущая Следующая