Предыдущая Следующая
Но в целом эпизод «лагерь при
Соколке» может служить примером изобразительно-монтажного решения натурного
эпизода, где сохранен основной композиционный принцип и каждый монтажный кадр
тесно связан с предыдущим и последующим кадрами.
Схема эпизода выглядит следующим
образом: на общем плане экспонирована обстановка, затем динамической панорамой
показана сцена, где Суворова несут на руках его гренадеры, слышатся крики «ура»
и приветствия. Основная задача эпизода — выразить энергию, стремительность,
активность Суворова и любовное, восторженное отношение к нему его солдат. Это
классическая по простоте и наглядности построения мизансцен изобразительно-монтажная
форма композиции. Ясность и точность композиции позволяют зрителю легко, без
напряжения воспринимать содержание эпизода, как бы не замечая монтажа, и
ощущать в каждом кадре единство места и времени действия.
Немало интересных примеров решения
натурных эпизодов можно найти и в фильме «Летчики» (автор сценария А. Мачерет,
режиссер Ю. Райзман, оператор Л. Косматов).
Изобразительное решение картины
строилось в соответствии с замыслом режиссера придать фильму о летчиках
романти- чески-лирическую настроенность, сделать его как фильм о мечте,
о призвании, о молодости духа,
воссоздать на экране динамику советской действительности.
Для использования этой задачи
оператор нашел определенную изобразительную манеру. Большинство эпизодов фильма
построены на движении — как движении камеры, так и внутри кадра, на сочетаниях
светлых, сверкающих тонов, что создает радостную, приподнятую атмосферу. Не
случайно большинство кадров как бы утопает в воздухе.
Прозрачность воздуха, широта
горизонта, «пропитанность» солнечным светом — такое ощущение возникает при
просмотре фильма.
В «Летчиках» отчетливо проявились
основные принципы изобразительной трактовки материала оператора Л. Косматова:
ясность и четкость композиционных построений, своеобразие приемов освещения бликующим
светом при общем рассеянном освещении, решение тональности не одного кадра, а
целого монтажного эпизода.
Предыдущая Следующая