Предыдущая Следующая
Создание яркого и полного образа
Суворова во многом зависело от того, насколько точно удастся передать
своеобразие интонаций голоса Н. Черкасова (Сергеева). Это могло быть достигнуто
путем синхронной записи реплик, произносимых актером. Учитывая, что техника
звукозаписи в то время не позволяла качественно выполнять синхронные съемки
вдали от студии и что объектом внимания в кадрах будут являться актерские
мизансцены, заполняющие первый план, режиссер, оператор и художник пришли к
выводу, что объект «лагерь в Соколке» целесообразно построить на натурной
площадке киностудии «Мосфильм».
Актерские сцены решено было
снимать при солнечном рисующем диагональном освещении, при котором хорошо
передается
пластика лица и фигуры, и если
тональность фона «приглушить» посредством задымления или тюлей, то освещенные
солнцем фигуры как бы «выступят» перед фоном, привлекая внимание зрителя.
Художник В. Егоров и оператор
учли рельеф местности натурной площадки «Мосфильма», на которой снималась
знаменитая сцена «Ледового побоища» из фильма «Александр Невский», при
постройке декорации и нахождении композиции кадров. Площадка располагалась на
пологом склоне холма, что предоставляло возможность вести съемки в основном в
нижнем ракурсе.
Благодаря этому удавалось
сохранить единообразие изобразительного стиля сцены и, кроме того, при съемке
снизу вверх создавался удобный фон для игры актеров — ничем не скрытое небо, на
котором отчетливо и красиво выделялись фигуры.
Съемка кадров происходила в
течение нескольких дней в установленные часы в соответствии с положением
солнца. Для осуществления светотонального единства монтажных кадров применялась
электроподсветка.
Но однажды установленный световой
режим по техническим обстоятельствам был нарушен, кадр снимали вечером при
низком солнце (ниже 8° над горизонтом), в результате чего возник
Кадр из фильма «Суворов»
контраст, который уже не мог быть
компенсирован подсветкой. Светотональный баланс был нарушен, кадр «выпал» из
общей киноизобразительной стилистики эпизода, несколько нарушая пластическое
единство монтажной картины.
Предыдущая Следующая