Предыдущая Следующая
Кратко содержание эпизодов
заключалось в следующем: из Тульчина, где находился штаб Суворова, прибыло
несколько офицеров — сподвижников Суворова, привезших его рапорт. Павел,
приказавший им явиться на Гатчинский плац, где только что был закончен развод
караула, перед строем солдат срывает с них знаки отличия. Один из офицеров
стреляется. Видя это, солдаты Гатчинского гарнизона волнуются, теряют строй.
Павел, озлобленный, дает команду полку: «В сибирь марш!» И полк пешим строем
отправляется в ссылку...
Разработка эпизода была в
основном выполнена в режиссерском сценарии. Но перед съемкой, на основе
знакомства с выбранной натурой и репетиций с участниками массовых сцен,
режиссер уточнил монтажную раскадровку, выделил ряд укрупнений, точно
разработал конкретное содержание каждого кадра и построение мизансцены.
Съемка эпизода «Гатчинский плац»
требовала точного выбора погоды, времени съемок, специальной подготовки
участников массовых сцен. Люди, которые в этом эпизоде должны были изображать
солдат, проходили специальную тренировку и овладевали «гусиным шагом»,
специфическими формами построения гатчинских войск, обращением с оружием и т.
д.
Режиссер В. Пудовкин (справа) и
операторы А. Головня и Т. Лобова на съемке фильма «Суворов»
Каждый кадр эпизода
подготавливался и репетировался при участии оператора. В процессе репетиции
находились необходимые композиционные формы, выбирался свет и приемы съемки.
На специальном «освоении» объекта
режиссер и оператор наметили основные формы построения массовых сцен, выбрали
съемочные точки и определили технические приемы съемки.
Для съемки сцены «развод караула»
оператор поставил перед собой ряд композиционных задач: «На экране следует
получить четкий графический рисунок. Линейное построение должно давать ясную
видность движения каждого подразделения. Для этого общий план снимать с верхней
точки, оправданной точкой зрения Павла, наблюдающего развод караула из окна
своего кабинета.
Предыдущая Следующая