Предыдущая Следующая
Оценка условий освещения и
воздушной среды для каждого кадра фильма является предметом операторской
натурной экс- понометрии.
На натуре, так же как и в
павильоне, измерительная аппаратура только помогает оператору в оценке
фотографических условий и факторов съемки, но ничем не может помочь при оценке
изобразительных результатов, которые могут быть получены в итоге того или иного
освещения объекта и состояния воздуха.
Следует указать, что так
называемые фотографические условия ни в коем случае не могут быть подведены под
какой-либо стандарт в качестве благоприятных или неблагоприятных, а тем более в
качестве запрещенных или особо рекомендованных. Такие рекомендации быть может
возможны для начинающего фотографа-любителя, но совершенно недопустимы по
отношению к профессионалу оператору.
Операторы художественных фильмов
ищут эффекты освещения на натуре для того, чтобы выразительно и правдиво решить
композицию. Неудачные кадры, как правило, появляются не потому, что плохо
освещены, а потому, что оператор неправиль
но решил экспонометрическую
задачу. Поэтому, художественное и техническое качества снятых кадров
определяются мастерством оператора, его умением правильно выбрать и точно
выполнить те или иные съемочные приемы в соответствии с творческими задачами.
ПРИМЕРЫ РАБОТЫ СО СВЕТОМ НА
НАТУРЕ
О содержании и объеме работ при
съемке натурного эпизода можно судить на примере съемок комплекса эпизодов
объекта «Гатчинский плац» в фильме «Суворов».
По сценарию действие ряда важных
эпизодов происходило на плацу у дворца в Гатчине, где в действительности жил
император Павел I.
При постановочной разработке
эпизода было решено снимать эпизоды развода караула Павлом I, прибытия к Павлу офицеров с
посланием от Суворова и самоубийства одного из них и, наконец, ухода
суворовского полка по приказу Павла в Сибирь на исторически-достоверном месте,
у сохранившегося в хорошем состоянии Гатчинского дворца на плацу . При выборе
места и часа съемки, точки зрения аппарата режиссер и оператор
руководствовались задачей передать стиль эпохи. Многие общие планы строились
таким образом, чтобы походить на гравюру конца XVIII века.
Предыдущая Следующая