Предыдущая Следующая
Кинематографическое изображение —
это достоверное изображение реально существующей натуры.
Для фильма «Адмирал Нахимов»
оператор несколько дней в штормовую погоду плавал в море для того, чтобы найти
и снять такое состояние моря — «оловянное», которое соответствовало бы замыслу
изобразительно-монтажного решения эпизода «осенний шторм». Кадры «оловянного
моря» помогли выразительно оформить образ адмирала, которого «и море боится».
В фильме «Броненосец «Потемкин»
изобразительное решение знаменитого эпизода «туманы в Одесской гавани» было
«находкой на месте». Вот как описывает его режиссер С. М. Эйзенштейн: «Было
туманное утро в порту. Словно вата легла на зеркальную поверхность залива... И
черные туловища ботов, барж и ком- мерче1ских судов, похожие на
бегемотов, барахтающихся в кисее .
Оператор Э. Тиссэ всегда имел при
себе съемочный аппарат и снял эти кадры». И затем «случайно схваченная и на
ходу эмоционально осмысленная встреча с туманами, подбор деталей, абрисы кадров
тут же собираются в материал траурных пластических аккордов, чьи взаимные
хитроумные монтажные сплетения сложатся уже позже на2 монтажном
столе в траурную симфонию памяти Вакулинчука» .
Все эти примеры свидетельствуют о
том, что режиссер и оператор должны в процессе работы черпать вдохновение у
природы и выбирать для съемки такой материал действительности, который бы
отвечал образному строю фильма.
Выбрать кадр — это значит среди
реальной действитель ности или в построенной декорации в ы б р а т ь место для
постановки и съемки мизансцены, создать на экране «оптическую картину»,
выражающую драматургический образ.
Так, в натурных кадрах фильма
«Сорок первый» был создан образ природы, враждебной действующим лицам в начале
фильма и расположенной к ним — в кадрах на острове, и воспроизведена реальная
среда, которая позволила актерам убедительно раскрыть переживания их героев.
Это было достигнуто оператором С. Урусевским точным выбором места и времени
натурных съемок и соответствующим использованием средств композиции и
естественного освещения.
Предыдущая Следующая