Предыдущая Следующая
В изобразительной композиции
одного из кадров, снятого на этой натуре, известная реплика Суворова,
обращенная к солдатам: «Перемахнем пригорочек!» и сопровождающий ее жест рукой,
указывающий на видимый в кадре Сен-Готард (Казбек), приобретали необходимую
убедительность и конкретность.
2. Выбор,
оформление и съемка натурных кадров
На операторе лежит особая
ответственность за изобразительное решение натурной части фильма. Оператор
выбирает натурные объекты, место и время съемок, тем самым предопределяя
изобразительную форму эпизодов. Хорошо выбранная натура позволяет режиссеру и
актерам свободно творить в реальной обстановке, способствуя созданию правдивых
образов.
Натура может и должна служить не
только фоном, но обязательным компонентом драматургической композиции фильма,
входящим как действенный элемент в создание образа сцены.
Для того чтобы хорошо выбрать
натуру, оператор должен оценить ее типичность, характерность, выразительность,
совпадающую с общим изобразительным строем фильма, ее киноизо- бразительные
качества и съемочно-постановочные возможности.
«Из своего и чужого опыта я
видел, что в кино непосредственное отражение действительности не угрожает
нищетой и поверхностью натурализма. Наоборот, любая самая искусная постройка
всегда оказывалась менее выразительной, чем точно выбранная натура. Мысль
должна руководить выбором, и среди неисчерпаемого богатства действительной
жизни режиссер всегда1 найдет то, что совпадает с его художественным
замыслом» .
Выбор натурных объектов для
постановки и съемки сцен фильма — конкретная операторская работа над
киноизобразитель- ным решением фильма.
Посредством кинокамеры можно
зафиксировать любое естественное состояние природы, неповторимое в своем
своеобразии, но для этого необходимо долго и терпеливо, иногда с большими
лишениями и трудностями, искать кадр (т.е. объект) и освещение.
Поэтому поиски натуры для решения
определенной образной задачи, специфичной для киноискусства, — это
ответственная часть художественно-творческой работы оператора.
Предыдущая Следующая