Предыдущая Следующая
Пейзаж в кино всегда конкретен. В
нем прежде всего должны быть отражены характерные черты реально существующей
местности, в которой происходит действие фильма.
Но было бы ошибкой отводить
пейзажу, натуре вообще чисто служебную, информационно-иллюстративную роль.
Пейзаж в кино, как и в живописи,
может выступать как средство косвенного выражения душевного состояния
действующих лиц и как поэтическая метафора или лирическое отступление входить
активным элементом в драматическую композицию фильма.
Вспомним, например, пейзажные
композиции фильма «Сорок первый».
Аскетически суровые виды
холодной, мертвой пустыни в начале фильма как бы подчеркивают драматическую
напряженность происходящего: мучительный, тяжкий путь через пески горстки
красноармейцев.
Совсем иной предстает природа в
сценах на острове, куда буря забросила героев фильма.
Свинцово-тревожный тон неба
сменяется нежно-голубым, громадные, грозящие засыпать тяжелые барханы
превращаются в россыпи легкого, мягкого песка. В почти идиллически ласковых
мирных картинах изображаются дни короткого счастья Марютки.
Иное использование натуры в
фильме «Мичурин». В эпизоде прохода по саду Мичурина и его жены Александры
Васильевны в образной несколько условной форме воссоздается на экране история
их любви, их совместной жизни от юности до глубокой старости.
В коротких монтажных кусках
проходят на экране постепенно стареющие герои на сменяющемся фоне сада: то
цветущего, то покрытого осенним нарядом, то с облетевшей листвой.
Образ природы в этом эпизоде —
яркая содержательная метафора.
Цветущие деревья, весенние луга
олицетворяют молодость Мичурина и его жены. Поля спелой пшеницы, деревья с
плодами как бы говорят о их зрелости. Ветка с облетающими листьями — это не
только признак времени года, осени. В этом мотиве — тема угасания жизненных сил
Александры Васильевны.
И как заключительный аккорд
воспринимается последний кадр — стремительно идет по опустевшему саду под
порывами пронизывающего ветра Мичурин с окаменевшим, застывшим в гримасе горя
лицом. В этом эпизоде все — и цветовое, и светотональное, и композиционное
решение — «работает» на главное — передачу душевного состояния героев.
Предыдущая Следующая